20 марта этого года вышел в свет специальниий номер “Новомосковской правды”, который стал событием, всколыхнувшим общественное мнение города. Он был посвящен городскому голове Сергею Морозу, который якобы открыл охоту на свободу слова и хочет закрыть “Новомосковскую правду”. Поскольку главному виновнику слова в газете предоставлено не было, мы обратились за разъяснениями по этому поводу к самому мэру города.
Мэр Сергей Мороз ответил на все «неудобные» вопросы и, наверное, на многих из них поставил точку.
К сожалению, выяснилось, что настоящее руководство газеты с 94-летним опытом серьезно поработало над тем, чтобы запятнать репутацию издания: фальсификация комментариев экспертов, использование чужого логотипа и искажение фактов – этим ознаменовался последний выпуск старейшей газеты города.
Сергей Анатольевич, по обращениям наших читателей мы не можем не отреагировать на этот случай, который возмутил Новомосковскую общественность. Звоним в пресс-службу, а нам говорят, что мэр спокойный, как двери. Разве такое может быть при подобных обвинениях?
Не поверите, но я даже благодарен Червоноштану за этот выпуск газеты. Когда увидел эту газету, то вздохнул с облегчением. “Гнойник”, который так долго зрел, от которого так лихорадило город и депутатский корпус, прорвало. Теперь можно четко поставить все точки над “і”.
Но обвинения слишком серьезны, Вы, согласно данному изданию, являетесь главным цензором в Новомосковске, Вы открыли сезон охоты на свободу слова.
А теперь четко сформулируйте, в чем заключается моя цензура и охота на журналистов Новомосковска. Давайте уточним. Наверное, на одного журналиста, потому что у других претензий ко мне нет, и в чем именно заключается это давление.
Вы, вроде, пытаетесь закрыть “Новомосковске правду”, которая критикует действия власти.
Возьмите газету, хотя бы за последний год. Вы там найдете, хоть одно положительное освещение деятельности мэра города или исполнительной власти? И это при том, что мы являемся соучредителями издания и у нас есть договор на освещение деятельности власти.
Любая информация, которая поступает из пресс-службы, блокируется. Не надо быть специалистом по СМИ, чтобы увидеть, кто и как подается в позитивном виде и кому реально служит газета. Скажите, представители СМИ, не является ли цензурой замалчивания информации. Так кто кому цензор?
Досталось и нам, “НС”, на орехи. В этом выпуске “Новомосковской правды” нас обвинили в нескольких Ваших обращениях и фото, которые мы опубликовали.
А что остается делать мэру, которого не публикуют в издании, сооснователем которого является городская власть? Он идет туда, где публикуют его выступления. Информировать общественность города о том, что в нем происходит – это право и обязанность мэра. Теперь о закрытии газеты с почти 95-летней историей. Более бессмысленной вещи трудно придумать. Мэр единолично не в праве ни закрывать, ни открывать газеты. Нужно немного быть в контексте событий, которые происходят в государстве. Сейчас идет полным ходом процесс разгосударствления СМИ. О нем говорят уже почти десятилетие, но в последнее время благодаря иницитивам Президента Украины В.Ф. Януковича, этот процесс ускорился. Глава государства подписал поручение «О разгосударствлении печатных средств массовой информации». Этим документом премьер-министру Украины Николаю Азарову поручено обеспечить ускорение доработки проекта закона Украины о реформировании государственных и коммунальных печатных средств массовой информации и представить его Президенту Украины для внесения на рассмотрение Верховной Рады Украины как безотлагательного. Срок исполнения поручения истекает 5 апреля 2013 года. Главными принципами разгосударствления СМИ является запрет органам государственной власти и органам местного самоуправления быть учредителями или соучредителями средства массовой информации и прекращение бюджетного финансирования любых средств массовой информации.
А что же будет с газетой “Новомосковская правда” с 94-летней историей? Как она будет выживать в новых условиях?
Это уже дело совести правопреемников и того, как они смогут сохранить и приумножить десятилетние традиции газеты. Так, как это было с расгосударствливанием Новомосковского трубного завода. Или как это было с газетой, с которой мы все выросли – “Комсомольской правдой”. Если вы держали ее в руках, то могли убедиться, что все ее ордена, полученные в течение многих лет и многими поколениями журналистов, никуда не делись из логотипа издания. Хотя издание это коммерческое. Другое дело, что в условиях свободного рынка газете нужно будет конкурировать с другими изданиями без бюджетной поддержки, без дотаций, без административного давления по подписке, а за счет новых нестардатных подходов, которые могли бы заинтересовать читателя, яркой подачи материалов, работой с рекламодателями. А главное, достоверности и доверия читателей. За недостоверную информацию СМИ будет отвечать деньгами и своей репутацией. Так, издателям и редакции будет не просто, но, по моему мнению, выиграет в конце концов потребитель информации, который сможет получать разностороннюю и достоверную информацию и голосовать за издание собственным кошельком. Такая практика существует во всем мире. Также хочу отметить, мэр Новомосковска имеет никакого отношения к закрытию или приватизации СМИ. Это государственный процесс, и его не избежать, но одно государственное, коммунальное СМИ, или СМИ, где есть совладельцем орган местного самоуправления, невозможен. То есть проблема любой цензуры в данной ситуации отпадает сама по себе. Мэр, если бы и хотел, влиять на деятельность СМИ не сможет в принципе.
Тогда скажите, пожалуйста, неужели депутаты, в том числе народный депутат Н.Солошенко, не знали о процессах разгосударствления СМИ, когда заверяли читателей на страницах газеты в том, что они не допустят прекращения финансирования “Новомосковской правды”?
Вопрос не ко мне. Я уверен, что народный депутат поддержит инициативы Президента В. Ф. Януковича и проголосует за закон, который отправит СМИ, в том числе и “Новомосковскую правду”, в коммерческое плавание. Предлагаются различные законопроекты, в них заложены разные механизмы разгосударствления и социальные гарантии работникам изданий, но принципы одни и те же. Тем более, что это происходит в рамках обязательств Украины перед Парламентской Ассамблеей Совета Европы относительно разгосударствления печатных СМИ, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления. Делается это ради внедрения европейских стандартов в сфере СМИ. Однако адресная помощь реформированным СМИ приветствуются (но это делать из бюджета запрещено). Поэтому все, кто переживает за состояние газеты, могут оказать ей финансовую помощь.
А как же быть с освещением деятельности местной власти?
Не проблема. Теперь для освещения деятельности местных советов будут заключаться соглашения с различными СМИ, не обязательно печатными. Тот, кто предложит лучшие условия и, разумеется, цену, смогут рассчитывать на подписание соглашений на освещение работы местной власти. Таким образом, в информационном пространстве Новомосковска уже не будет медиа монополистов. Это выгодно и местным властям, учитывая вопросы формирования бюджета. Теперь мы платим только за освещение, а не за аренду помещений, заработную плату главного редактора более 8 тыс. грн. в месяц (при средней по городу в 2 тыс. 400 грн.), не за печать, не за скрепки и бумагу, не за уборщицу-курьера, а за освещение деятельности. Это, безусловно, снятие весомого бремени из бюджета города.
Тогда скажите, в чем зерно конфликта с главредом “Новомосковской правды”. Ваше мнение мы так и не нашли в данном выпуске “Новомосковской правды”.
Вот вам пример высоких журналистских стандартов и соблюдения паритета мыслей. У охотника на СМИ, которым меня назвали, даже не спросили его собственного мнения. Видимо, я не очень меткий охотник, если до этого времени не могу заставить главного редактора издания, который получает бюджетные средства, отчитаться за них. Основная причина отсутствия финансирования газеты из бюджета на 2013 год – это отсутствие финансовой дисциплины и нарушения законодательства. Если бы главный редактор отчитался, то жителям города, которых он защищает от произвола властей, было бы интересно узнать, куда ушли немалые средства, которые могли быть направлены на поддержку спортсменам, чернобыльцам, многодетным семьям и т.д.. Вдумайтесь в цифры, на поддержку “Новомосковской правды” из местного кошелька в прошлом году выделено 53 тыс. грн. и 60 тыс. нам навешенных долгов за коммунальные услуги редакции. Господин Червоноштан на страницах газеты обвиняет нас в том, что мы не выделили деньги на поддержку новомосковского спорта: лишь 20 тысяч гривен в год, но сам не стесняется просить из того же бюджета сумму в четыре раза большую на одну газету, чем на весь Новомосковский спорт . Я, когда иду на прием с гражданами, пью валерьянку, потому что знаю, что у людей есть множество проблем. Это, как правило, проблемы выживания. Мне хочется помочь всем, но я понимаю, что в городском бюджете на это средств нет. В прошлом году на поддержку чернобыльцев выделено 9 000 гривен.
Еще одно дело, почему главный редактор не любит мэра – это ответственность перед судом за предоставление заведомо ложной информации. Это даже не моя инициатива, ко мне обратились педагоги: как так возможно, когда мы получаем зарплату в полном объеме, а Червоноштан пишет в газете, что у нас задолженность. Попытки опровергнуть информацию редактора не дали никаких результатов. Пришлось обращаться в суд.
И таких исков у Червоноштана множество, от разных лиц и организаций. Три раза его вызвали в суд, он ни разу не появился. Когда запахло жареным, то ему легче делать из себя жертву политических репрессий. Гораздо проще обвинить мэра в преследованиях свободы слова, чем отчитываться перед обществом и отвечать за недостоверную информацию в суде. Значительно проще, используя СМИ как инструмент влияния, сделать из мэра монстра, цензора и преследователя свободы слова.
Но в данном выпуске “Новомосковской правды” в защиту газеты выступали наиболее влиятельные специалисты по проблемам СМИ, председатель Национального союза журналистов Украины А. Наливайко, Котюжинская Татьяна Григорьевна – президент Ассоциации медиа-юристов Украины.
Это вообще позор для Новомосковска во всеукраинском масштабе. Наши специалисты из пресс-службы звонили самой Котюжинской. Она сказала, что никаких комментариев “Новомосковский правде” не давала. Им было стыдно, когда она попросила прочесть, что она якобы говорила для газеты. Поэтому все ее комментарий – это просто вырванные из контекста цитаты и бесстыдная фальсификация-компиляция цитат из разных изданий, по разным поводам, разных лет.
Например, ее цитаты – это нарезка из высказываний с 2007 по 2013 год. Каждый новомосковец, у которого есть интернет, может через Google получить мастер-класс по фальсификации комментариев. Такая же ситуация с Наливайко. Это высокие журналистские стандарты, которые, я надеюсь, будут должным образом оценены как авторами, которые не подозревали о своем авторстве в “Новомосковский правде”, так и Комиссией по журналистской этике, которой будут направлены материалы газеты с сопроводительной документацией. Пусть журналистское сообщество само даст оценку Червоноштану – борцу за свободу слова и против цензуры. А это еще возможные новые иски за нарушение Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
Кстати, это пожалуй касается и использования логотипа “Стоп цензуре!”.
Это редкий случай, это – нонсенс, и я считаю, что областная организация Партии регионов должна безусловно среагировать на этот прадоксальний случай. Как такое возможно, что в этом номере газеты “Новомосковской правды”, члены партии ПР стали под знамена общественного движения “Стоп цензуре!”, которое известно в Украине и за ее пределами как постоянный преследователь Президента Украины и Партии регионов. Пожалуй все помнят, что 1 марта этого года во время вступительного слова Президента Украины Виктора Януковича на пресс-конференции члены движения «Стоп цензуре» надели маски с его портретом. Туда же и наши Новомосковске партийцы. Не является ли это дискредитацией партии, я уже не говорю об использовании чужого логотипа в своих корыстных целях, что тоже может стать предметом новых судебных исков.
Сергей Анатольевич, в данном выпуске газеты прозвучало обвинение в довольно пренебрежительном тоне, что можно ожидать от мэра, который торговал свое время кастрюлями на трассе.
Я никогда не отрекался ни одного факта своей биографии. И не считаю это каким-то позорным фактом. Рядом со мной стояли учителя, врачи, инженеры. С той же “кастрюли” вышло все предпринимательство Новомосковска. И я считаю, что этой “Кастрюле”, Новомосковской посуде, нужно поставить памятник в нашем городе. Мы торговали посудой и выживали как могли, мы создавали новую историю Новомосковска в очень тяжелых условиях, но мы не крали ни бюджетные средства, ни чужие идеи, ни чужие логотипы, ни чужие цитаты.
Источник : nmsk-segodnya.dp.ua