В Крыму 27 мая было жарко. И не только из-за температуры по Цельсию, а из-за выстрела в голову, произведенного в Бахчисарае.
В Крыму и раньше частенько стреляли, бывало – и из винтовок с оптическими прицелами. Однако этот роковой выстрел был совершен не каким-то там киллером, а сыном главы МеджлисаМустафы Джемилева. И убийство это имеет все шансы стать отправной точкой, своего рода снежным комом, который может спровоцировать настоящую лавину на полуострове.
Но начнем с того, как было освещено убийство 43-летнего ФейзиЭдемова, совершенное 32-летним Хайсером Джемилевым. Вся демократическая пресса уже через пару часов после того, как Хайсер нажал на спусковой крючок, сообщила – «произошло убийство по неосторожности».
Общественность моментально поставили в известность о «трагической случайности». Что дало основания для таких заголовков? Во-первых, версии, озвученные родней Хайсера (к этому мы еще вернемся), а во-вторых… политическая принадлежность его отца. Он – народный депутат от Батькивщины, оппозиционер, значит, свой так называемой демократической прессе.
Можно нимало не сомневаться – если бы подобное совершил сын депутата от правящей партии, на той же «Украинской Правде» было бы оперативно размещено несколько обличающих блогов с названиями «Они отстреливают нас!» или «Доколе?!», а великие штатные расследователи уже козыряли бы «инсайдерскими документами». Не пишут и не козыряют. И документов нет, и отец убийцы «не того» окраса, и дело вовсе не так однозначно.
«Мальчик играл»
Изначально было несколько версий, и все они выдвигались родней убийцы. Первая – выстрелил, когда чистил ружье, вторая – выстрелил, охотясь на птиц, третья – выстрелил, приняв несчастного за грабителя.
Версия о грабителе мне лично не понравилась тем, что убийство произошло в 15-30. И для того, чтобы помочь стрелку разглядеть в фигуре, стоящей на огороде, мирного строителя Фейзи Эдемова, весьма кстати пришелся оптический прицел, которым была оснащена винтовка. То есть, сын депутата, посмотрев в оптический прицел и увидев лицо Эдемова, нажал на спуск? Не признал и решил убить (выстрел в голову иного не подразумевает)? Откровенный бред.
Вот слова матери убийцы, Сафинар Джемилевой:
«Хайсер дома перезаряжал или играл с оружием, и нечаянно выстрелил. Они за несколько минут до этого вместе подвязывали помидоры на огороде – закончили и зашли домой. Потом Февзи говорит – там еще два помидорчика осталось подвязать, взял веревочки и пошел довязать».
«Судя по всему, принял рабочего за грабителя». Эта фраза с чьей-то легкой руки пошла гулять в прессе, но источник данной версии нигде указан не был. Первыми о «грабителе» написали журналисты издания «Корреспондент». «Судя по всему». Судя по чему? По прицельному выстрелу в голову? Кто вложил в уши моим коллегам данный абсурд?
Хайсер подвязывает помидоры, потом идет в дом, поднимается на второй этаж, смотрит в окно и принимает человека, с которым только что стоял на грядке, за грабителя, ворующего помидорную рассаду. Такое возможно только при условии, если Хайсер предварительно принял наркотики. Причем, тяжелые. Кстати, о том, что у сына Джемилева есть проблемы с зельем, рассказало издание «Новый Регион». Мол, это в Крыму ни для кого не является секретом.
По второй версии, Хайсер отправился «охотиться на птицу». Подвязывал помидоры, схватил ружье и помчался на охоту. Об этом рассказала семья Джемилевых. К слову, под «птицей» Джемилевы подразумевают отнюдь не вальдшнепов и глухарей, а, представьте себе, голубей. В частности, такой себе общественный защитник семьи, председатель Бахчисарайского районного меджлисаАхтен Чийгоз, заявил «Комсомольской правде»:
«Он сидел у себя дома, целился из окна в голубей, нажимал на курок, но выстрелов сначала не было. Не знаю, что произошло дальше, но карабин все-таки сработал». Это уж вообще ни в какие ворота.
Голубь на голову рабочему сел, что ли? И еще: «сидел дома» – или все же «пошел на охоту»? Пойду, думает, на охоту, настреляю голубей. На голубцы. А мать при этом не видит, что сын с ружьем куда-то отправился.
Он сидит и нажимает на курок, однако выстрелов нет, хотя карабин заряжен. Иначе он стрелял бы. «Что произошло дальше» – это на самом деле, очень интересно. Почему заряженный карабин вдруг выстрелил? Чудо какое-то.
Кто-то говорил о том, что Хайсер чистил карабин. Он фанат чистоты, поэтому ради того, чтобы убрать со ствола нагар, залез через окно в дом отца, взломал (!) сейф, потом вернулся к себе. Мало того, в кабинет папы Хайсер попадал обычно через… форточку!
«Когда я был в отъезде, он залез через форточку в мой закрытый кабинет, взял там ружье с оптическим прицелом и ничего мне об этом не сказал», – рассказал отец, Мустафа Джемилев.
Отметим, что каскадерские трюки с лазанием в форточку Хайсер осуществил за «несколько минут» (по словам матери убийцы, между приходом сына домой и выстрелами, а их, как сообщают СМИ,было три, и все попали в цель, прошло именно несколько минут).
Но больше всего умиляют такие определения о 32-летнем мусульманине: «поиграться с ружьем», «игрался», «играл». Как будто речь идет о пятилетнем, либо о… дурачке.
Вот эта версия о неадекватном, нездоровом, и вышла уже на следующий день после преступления на первый план. Выпустил версию отец убийцы.
Нестыковки и психбольной
28 мая все СМИ облетели слова главы Меджлиса:
«Пять лет назад он лечился во Львове в психиатрической клинике. Потом его выписали, он пил лекарства и даже женился. А недавно у него, видимо, снова началось обострение. Хотя мы этого и не заметили».
Таким образом, семья Джемилевых решила отказаться от первоначальных версий о «выстреле по неосторожности» и об охоте на голубей. И тут посыпались нестыковки.
Все тот же председатель Бахчисарайского районного меджлиса Ахтен Чийгоз делает заявление:
«Несколько лет назад Хайсер на почве психологического стресса лечился в Турции. В семье имеются соответствующие документы, правда, на турецком языке. Все бумаги переданы представителям следствия».
Можно, конечно, предположить, что Ахтен спутал Львов с Турцией. То есть, лечился Хайсер во Львове, а Чийгоз напутал чего-то. Ну не будем же мы сомневаться в правдивости слов отсидевшего пятнадцать лет за свои убеждения главы Меджлиса Мустафы Джемилева? Или будем?
Если бы Ахтен не упомянул документы «на турецком языке», он мог бы хлопнуть себя завтра по лбу и покаяться: «ой, простите, имел в виду другое». Но его уточнение говорит само за себя – глава крымско-татарского народа насчет Львова все же соврал.
Как соврал он о звонке сына, к примеру. Вот что через пару часов после случившегося сообщила журналистам «Подробностей» пресс-секретарь Меджлиса Лилия Муслимова:
«Мустафа Джемилев на момент происшествия находился в Симферополе, ему позвонил старший сын Эльдар и сообщил о случившемся. Он надеется и будет настаивать на объективном непредвзятом расследовании».
А вот что на следующий день поведал журналистам «Вестей» сам Джемилев:
«Я находился в Симферополе на встрече. И вдруг мне позвонил сын и сказал: «Я убил человека!»
Так это Эльдар, что ли, убийца?! Или господин Мустафа заврался и сам в своей лжи запутался?
Мало того, что «рабочий» Февзи за день превратился из обычного дворового в чуть ли не «брата» Хайсера, так уже и убийца за день превратился в психически больного.
Своего Джемилев-старший добился. Киевский районный суд Симферополя принял решение об избрании меры пресечения Хайсеру Джемилеву в виде содержания под стражей сроком на два месяца с помещением подозреваемого в Крымскую республиканскую психиатрическую больницу №1 Симферополя.
Что будет дальше, предположить нетрудно. Хоть «психбольной» имеет в собственности, по информации из нескольких источников, чуть не с десяток заведений общепита, он окажется болен. Почва подготовлена, правильные СМИ написали об убийстве правильно. Случайность, неосторожность. Убил «почти брата». Конечно же – не специально.
Никто и предположить не может, что Хайсер, которому не понравилось то, что сказал ему ныне покойный слуга, просто взял ружье (никуда за ним не лазил в форточки, потому что ружье, скорее всего, свободно валялось по дому), прицелился и аккуратно нажал на спусковой крючок. Как в тире.
В украинских реалиях, где власть имущие валят людей направо и налево, дело, в принципе, привычное, если бы не одно но. По-настоящему страшной данная история видится в свете еще одного убийства, произошедшего 13 августа 2012 года…
Еще одно убийство?
В ночь с 13-го на 14-е августа прошлого года в сарае, расположенном рядом с домом дочери Мустафы Джемилева Эльзары, было обнаружено тело ребенка. Погибшей оказалась внучка главы Меджлиса – десятилетняя Джаника Амет. Как сообщили в милиции, она повесилась на дверной ручке.
Уже на следующий день после трагедии пресс-секретарь Меджлиса Лилия Муслимова (та самая, которая комментирует ситуацию с Хайсером сейчас) сделала заявление:
«Это несчастный случай. Девочка решила испугать родителей… Они поехали на море, а ее не взяли, потому что в море был выброс, и температура воды понизилась. Мама попросила ее посидеть дома и почитать книжки. Девочка, видимо, решила испугать родителей, но это обернулось трагедией».
Девочка живет на море и видит его каждый день. Но она, по словам пресс-секретаря, так «обиделась», что решила сымитировать» повешение.
Далее. Девочка – мусульманка, для нее самоубийство – тягчайший грех, и девочки-татарки в 10 лет уже не маленькие и голову на плечах имеют (еще недавно они замуж в 12 выходили).
Дело возбуждают по части 3 статьи 120 «Доведение до самоубийства», но через три месяца закрывают за отсутствием состава преступления, а представитель прокуратуры объявляет 27 ноября:
«При проверке не было обнаружено фактов доведения до самоубийства».
При этом соседи дочери Джемилева указывают на то, что сама девочка не дотянулась бы до того места, где была закреплена веревка. До дверной ручки? По всей видимости, соседям что-то известно о настоящем месте повешения. Откуда в милиции взялась версия о дверной ручке? От тех, кто ребенка обнаружил. Но когда они ее обнаружили, естественно, что моментально из петли достали (вдруг жива?!).
Девочка, в три года отлично держащаяся в седле, не смогла освободиться из петли, закрепленной на уровне шеи? Почему родители обнаружили дочь лишь ночью? Вопросов больше, чем ответов.
Причем, смелое заявление заместителя прокурора о том, что «фактов не выявлено» я лично могу поставить под сомнение. Дело в том, что через несколько часов после смерти тело маленькой Джаники было предано земле. Это нормальный мусульманский обычай – хоронить покойных в день смерти без долгих прощаний. Но была ли проведена надлежащая экспертиза? Уверен, что дело ограничилось осмотром внешних повреждений.
С учетом того, что дядя девочки спустя девять месяцев после случившегося совершил странное и абсолютно немотивированное убийство, то старое и уже списанное в архив дело о якобы случайном самоубийстве внучки Джемилева видится теперь в несколько ином свете. Где находился на момент «случайного повешения» Хайсер Джемилев, следствие-то не выясняло…
Анатолий Шарий, специально для Полемики