Школьный тотализатор – реальность или вымысел?

О чрезмерной жестокости детей в наше неспокойное время говорят уже давно и без толку. Сам премьер-министр Украины Николай Янович аккурат год назад обрисовал моральный образ современного школьника следующими словами: «Духовный Чернобыль». Но пока идут эти разглагольствования, ребятишки дерутся уже не до первой крови, а до потери сознания.

Драки и выяснение отношений на школьных задворках – дело обычное. Подумаешь, юные мужчины укрепляют свой авторитет среди сверстников. Многие из нас посещали такие внеклассные «уроки» и как зрители, и как непосредственные участники. Но ситуация, о которой рассказали «Правде» родители учеников 4-В класса ООШ №65, действительно поражает. Якобы там распространен следующий вид тотализатора: старшеклассники определяют бойцов меж младшеклассниками и делают ставки на результат поединка. Постоянные читатели знают, что наши журналисты – не охотники за желтыми сенсациями. Потому к раскрытию данной темы мы подошли с максимальной осторожностью, ведь в первую очередь дело касается не преподавательского состава, а детей.

Fight club
События, о которых нам поведала мама 9-летнего Олега Татьяна Кузнецова, произошли еще 20 сентября:
«Я забирала своего ребенка из школы и уже была возле центрального входа, как вдруг мне на встречу вышло 60-70 детей из разных классов. Спрашиваю: «Что случилось?». Отвечают: «У нас стрелка». Живем мы на Калантыровке. Там по улице Деповской есть пустырь. Когда я подошла к этому месту, драка уже началась. Попыталась разогнать собравшихся, но ушла лишь небольшая часть. Тогда я вызвала милицию и пошла в школу, где директору объяснила ситуацию… Позже я узнала, что работает некий тотализатор: старшеклассники подходят к младшеклассникам и говорят: «Ты и ты сегодня деретесь»… Когда я была на пустыре, некоторые ребята у меня спрашивали, учится ли мой ребенок в этой школе. Естественно, я им порекомендовала ничего не предпринимать. Но не думала, что может быть продолжение».
На следующий день женщина переговорила с классным руководителем Еленой Сырцовой и попросила в случае, если с сыном что-нибудь произойдет, поставить ее в известность. В этот день тревожных звонков не поступило, потому Татьяна Николаевна в привычное время пришла за Олегом:
– Он встретил меня в истерике: «Мама, сегодня старшеклассники на уроке физкультуры подошли ко мне в раздевалке. Двое держали, один душил со словами: «Твоя мама вчера нас разогнала. Сегодня ее здесь нет, мы тебе сейчас…».
Как рассказала наша собеседница, на шум вышел учитель физкультуры и разогнал потасовку. После этого мальчик подошел к классному руководителю с просьбой позвонить родителям. «Она запретила это делать и говорить об инциденте. При этом сама мне о случившемся не сообщила», – говорит Татьяна Кузнецова.

Слово закона
Приехавшая на место событий милиция составила следующую картину произошедшего. «Ученики 7-го класса играли с учениками 4-го класса в футбол. Ранее неизвестный мальчик (как выяснилось позже – Кузнецов О.М.) начал бить по ногам соперников – учеников 7-го класса. Учитель по этому поводу сделал замечание, но результата не было. После урока в раздевалке К., Б. и С. подошли к этому парню и сделали ему замечание, чтобы во время игры он не бился ногами. На это Кузнецов О.М. ответил нецензурной бранью и сказал, чтобы они шли жаловаться своим мамам… После этих слов С. схватил за горло Кузнецова О.М. и прижал к стене. По словам парня, он сделал это потому, что его мать умерла год назад из-за болезни, потому обидные слова в сторону умершей вызвали у него возмущение. Наносить телесные повреждения С. Кузнецову О.М. не собирался, схватил за горло парня в состоянии крайнего душевного волнения». Позже эксперт Центра медицинских экспертиз установил ушибы мягких тканей лица, которые квалифицируются как легкие телесные повреждения. В итоге в возбуждении уголовного дела было отказано по причине отсутствия состава преступления, предусмотренного ст. 125 УГ Украины («Умышленное легкое телесное повреждение») в связи с тем, что события происходили в состоянии крайнего душевного волнения.

Ответы на запросы
25 октября Татьяна Кузнецова получила ответ от начальника территориального отдела образования, молодежи и спорта Шевченковского района Николая Гужвы. В нем шла речь о том, что администрация мгновенно отреагировала что на первую стычку, что на вторую. Такое заключение было сделано из докладных записок директората и преподавательского состава. Также говорилось о том, что школьный психолог провел работу среди учеников, благодаря чему были выявлены организаторы драки, произошедшей за пределами школы.
Относительно ситуации в раздевалке были даны следующие пояснения: «…Справка о подтверждении диагноза об избиении не была предоставлена школе, из-за чего заведение не владело данными о степени нанесенных травм ученику, школа не смогла оформить документы о факте травматизма. При этом мальчик уже на следующий день присутствовал на уроках. Психолог неоднократно предлагала свою консультацию. Вы отказались, о чем свидетельствует нежелание идти на контакт».
Татьяна Кузнецова считает полученную бумагу банальной отпиской: «Даже по фактам все вранье. Сын два дня не ходил в школу. Что касается психолога, то через неделю после этих событий в холе она сунула мне визитку, мол, я не знаю, что произошло, но если надо – обращайтесь. Однако спустя столько времени, я не видела в этом смысла. Я сама забочусь о своем ребенке».

Проблемы образования
Помимо этого, у Татьяны Николаевны набралось немало нареканий на работу классного руководителя, который, с ее слов, не хотел предавать конфликт огласке: «В классе идет давление со стороны Елены Вячеславовны по сбору денег на ремонт класса. Я отказалась платить, на что она потребовала у меня справку о доходах… Очень часто наших детей вовремя не выпускают на перемены». Солидарна с ней и Елена Станиславская, мама четвероклассника Павла: «Она, педагог высшей категории, попрекает моего ребенка в заикании, чем доводит его до слез. Часто безосновательно меняет оценки, просто зачеркивая предыдущую отметку».
В итоге территориальный отдел образования ответил обеспокоенным мамам следующим образом: «Результаты психологических исследований говорят о благоприятном климате в 4-В классе, достаточно высоком проценте доверия к классному руководителю Сырцо-
вой Е.В.». Тем не менее, с ее стороны был зафиксирован факт нарушения режима школы и некачественное ведение документации. Следующая проверка пройдет в феврале следующего года.
За разъяснениями мы обратились к директору ООШ №65 Светлане Чомовой: «Никаких тотализаторов у нас нет. Конфликт за пределами школы был, но до драки не дошло. Это подтверждено работниками милиции. После моего появления ситуация была исчерпана.
По поводу поборов. Решения об оказании благотворительной помощи принимаются исключительно родительским комитетом. В школе нет установленных сумм, которые нужно сдавать. Родители писали в территориальный отдел образования, но эта информация не подтвердилась. В прошлом году ко мне обращались по поводу того, что очень большие суммы собирают на ремонт. Я запретила это делать».
Увы, нам не удалось пообщаться с Еленой Сырцовой: в день нашего посещения 65-й школы она находилась на педагогическом совете. Связаться в телефонном режиме также не удалось. Но мы с радостью предоставим ей возможность высказаться в следующих номерах «Правды».

Мнения
Но вернемся к тотализатору. В интернете мы нашли единственный случай организации школьных боев. Схема подобна: старшеклассники выбирают из младших, кто будет драться. Победитель получал право больше в подобном не участвовать. Под этой статьей разгорелось живое обсуждение ситуации. Приведем вам некоторые комментарии.
вк: «Ми живемо в такий час, коли молодший учень (на жаль) повинен теж вчитися людській гідності. Карати треба в першу чергу голову адміністрації школи, що допускає такі сеанси приниження. Старших учнів – виключати зі школи… Тому треба навчити свою дитину казати «Я не хочу і не буду» там, де йдеться про її життя, здоров’я, гідність. Навчити, що несоромно розповідати про такі речі Вам. Ми живемо в епоху самооборони. Тільки так можна виростити людину. Адміністративно-шкільна система починаючи від вчителів і до недоміністра освіти цілком гнила. Опиратися на неї не можна – вчителі ще (слава Богу) дають знання. Але далі йде совкова профанація, і здолати її можемо тільки ми».
свой: «Колеги, так це ж ми самі винні, задайтесь питанням, скільки дітей з класу, де навчається ваша дитина, займаються спортом, скільки часу ви приділяєте дитині, чи може вона вам розповісти про подібні конфлікти, не очікуючи, що ви побіжете до директора. Якщо ви думаєте, що, виховавши відмінника, ви виконали свою місію, та в нас пів-країни таких «умовно живих» відмінників. А наше законодавство – це взагалі унікум, коли дитину пробують побити троє на рік старших бевзів, а винним слідчий робить саме цю дитину, тому що в нього синців немає?»
Опять двойка: «Большинство школьников в силу возраста и несовершенного законодательства неподсудны, поэтому теоретически могут неограниченно применять насилие и проявлять агрессию по отношению ко всем остальным, в том числе и к преподавательскому составу. Решением может стать радикальное снижение возрастного порога уголовной ответственности, глобальная установка средств видеонаблюдения и набор в штат военизированной охраны, однако сама концепция традиционной школы уже окончательно устарела, поэтому правильнее было бы отказаться от таковой вообще».

Неоправданное насилие
В прошлом году украинские подростки занимали 4-е место в Европе по уровню жестокости. (Пальму первенства взяли россияне.) Тогда же приводилась следующая статистика: около 34 % за свою пока еще недолгую жизнь успели побывать в образе жертвы. А 43 % наших юных соотечественников хотя бы раз выступали в роли агрессора. Но более полную и яркую картину суровой действительности показывает всемирная сеть, где видеороликов, суть которых – унижение и мордобой в школьных стенах, не счесть.
…В декабре 2010 года в результате драки между двумя 9-летними учениками школы села Беленькое, что в Запорожской области, один получил тяжелую травму головы, вследствие чего впал в кому. Свидетели конфликта указывали, что пострадавший ребенок выбил из рук своего товарища мобильный телефон, который упал на пол. В ответ хозяин мобильного ударил мальчика по голове. На следующий день пострадавший пошел в школу, но звонка с последнего урока он уже не услышал, потому как потерял сознание. Пресс-служба ГУ МВД в Запорожской области сообщала, что в тяжелом состоянии его доставили в реанимацию Запорожской областной детской больницы с диагнозом «ушиб головного мозга и кома I степени».
А в другом селе нашего края, Марьевке, 10-летний Николай напал на своего одноклассника Руслана. Вдоволь намахавшись руками и ногами, мальчик схватился за палку и нанес несколько ударов по затылку своего сверстника. В результате Руслан оглох на левое ухо. Не смотря на то, что в ходе досудебного следствия вина агрессора доказана, было принято решение о прекращении уголовного дела, потому как виновник – лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности.

Психоанализ
Мы обратились к директору Запорожского областного центра социально-психологической помощи Ирине Куратченко с вопросом: школьный тотализатор – это реальность или выдумка для привлечения внимания к конкретно взятой школе?
– Явление, когда старший совершает насилие над младшим, распространенное. Это может быть отнимание денег или принуждение к каким-либо действиям. Относительно школьного тотализатора, то мне кажется, что идея пришла из увиденного кино. Вряд ли они сами придумали. Но за границей очень хорошо понимают разницу между художественным вымыслом и жизнью. Там люди более законопослушные, и такие случаи – редкость и могут быть распространены лишь в криминальных районах. У нас же вымысел переносится в реальность. Как будто таким образом мы хотим прикоснуться к чужому миру. Участвовать в подобном могут самые благополучные дети: отличники, мажоры…
Этим 7-классникам нужно как-то самоутвердиться, создать имидж вокруг себя. Если они еще и деньги ставят, то это говорит о том, что наше общество деградирует, потому что человеческие отношения в коллективе ни во что не ставятся.
– Могут ли педагоги повлиять на ситуацию?
– Первостепенная задача школы – обучение, а воспитание – это прерогатива семьи. Потому что невозможно отдавать все эти функции учебному заведению. Ведь как обычно размышляют родители: «Я вам ребенка отдал – вы и воспитывайте». Но если он замкнулся или чего-то опасается, то предпринимать меры должны родные.
Как обычно поступают: вызывают милицию, наказывают, угрожают, тем не менее, явление этим не искоренить. Нужно понимать, что в подростковом возрасте ребенок хочет острых ощущений. Постройте в школе скалодром – тем самым вы перенаправите скопившуюся энергию в мирное русло. А таковой собирается очень много, потому что ребят все время загоняют в рамки: «делай уроки», «приходи вовремя».

Источник : pravda.in.ua