Фракция Партии регионов не может решить главную проблему – заставить своих депутатов ходить в Раду и правильно голосовать
Провести через парламент свои инициативы не получается даже у Кабмина. Больше месяца первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов пытается собрать голоса в поддержку законопроекта о финансовых векселях, но безуспешно. В середине мая для этого не хватило всего одного голоса. Теперь эту инициативу оппозиция и вовсе предлагает снять с рассмотрения парламента.
Такому развитию событий в ПР хотели помешать. В начале апреля количество замов главы фракции Александра Ефремова увеличилось с 9 до 14 человек. Регионалы планировали, что новое руководство плотнее займется депутатами и укрепит дисциплину. Контролирует этот процесс лично Ефремов, собирая своих замов на совещания совета фракции два раза в неделю – во вторник и в четверг.
Структура управления фракцией отчасти осталась прежней. Первый замглавы Михаил Чечетов возглавляет так называемый «экспертный совет» фракции и дает депутатам «отмашки», как голосовать в сессионном зале. Еще семь замов по-прежнему руководят группами из 25-27 регионалов и отвечают за их явку. Шесть новых замов – Елена Бондаренко, Олег Зарубинский, Анатолий Кинах, Александр Козуб, Олег Царев, Дмитрий Шенцев – курируют отдельные направления.
Места для еще одного зама – Юрия Самойленко – в этой команде не нашлось. Он уступил руководство своей группой сыну генпрокурора Артему Пшонке и с тех пор числился замом Ефремова номинально. А с приходом новой команды вовсе лишился должности – согласно ст. 60 закона о регламенте Верховной рады, заместителей у главы фракции может быть не больше, чем один – на 15 рядовых членов (во фракцию ПР входят 207 депутатов).
Люди и задачи
У каждого нового зама свои задачи в работе с депутатами. Условно их функции можно разделить на две категории – контроля и стимулирования. Контрольные функции в первую очередь получил Козуб. Он следит, чтобы во время голосований все члены фракции находились в сессионном зале. «Часто ведь как бывает: кто-то вышел поговорить по телефону, кто-то – пообедать, и в результате не хватило голосов. Вот Козуб отвечает, чтобы таких ситуаций не было», – рассказывает регионал Владимир Олийнык.
Елена Бондаренко курирует медиасопровождение фракции. По словам Самойленко, одна из ее задач – следить за тем, чтобы в своих публичных заявлениях регионалы акцентировали внимание на достижениях власти. Пока, считает депутат, информационную войну ПР проигрывает оппозиции, и Бондаренко предстоит переломить ситуацию. «В первую очередь я отвечаю за разработку профильных законопроектов по вопросам свободы слова», – коротко комментирует свое назначение сама Бондаренко, уточняя только, что во фракции она, в том числе, отвечает за подготовку официальных заявлений по разным поводам.
В обязанности еще четырех замов входит помощь депутатам по разным вопросам. Иными словами, они должны гарантировать лояльность рядовых партийцев.
Олег Царев налаживает связь между парламентом и правительством. По его словам, он как советник премьера Николая Азарова не только посещает заседания Кабмина, но и регулярно лично встречается с ним. «Поэтому я могу озвучивать Николаю Яновичу позицию депутатов по тому или иному поводу», – подчеркивает Царев. Но лоббистский потенциал нового зама Ефремова его однопартийцы оценивают скептически. «При всем уважении к Олегу, он фигура не того уровня», – на условиях анонимности говорит один из членов фракции ПР.
Лоббизмом занимается и Кинах. Он, как и положено главе Украинского союза промышленников и предпринимателей, в парламенте должен отстаивать интересы бизнеса. «Я стараюсь сделать так, чтобы депутаты при разработке проектов законов учитывали пожелания промышленников», – объясняет депутат.
В сфере ответственности Шенцева – взаимодействие с межфракционными группами, которые объединяют нардепов по региональному признаку. Тот же Царев, к примеру, возглавляет межфракционное объединение «За родную Днепропетровщину», регионал Вячеслав Богуслаев – «Запорожский край» и т.д. Он должен лоббировать интересы таких объединений во властных коридорах.
Обязанности еще одного нового зама Ефремова – Олега Зарубинского – четко не определены. «Считайте, что мои обязанности многофункциональны», – коротко ответил он. По словам Самойленко, в первую очередь Зарубинский отвечает за международные отношения, но четко определить задачи коллеги не может и он.
Один из регионалов, который не упоминался выше, на условиях анонимности рассказал Forbes, что должность зама Зарубинский получил благодаря своему соратнику – экс-спикеру парламента Владимиру Литвину. Последний сейчас остается внефракционным депутатом, но благодаря тесному сотрудничеству с регионалами в прошлом и голосам шести депутатов, которых Литвин провел в новую Раду, его мнение во фракции ПР имеет вес.
Промежуточные итоги
Как на работе фракции сказались кадровые перестановки? Пока незначительно. Информационная политика партии осталась прежней, эффективный диалог правительства и Рады, если судить по голосованиям за законопроекты Кабмина, не налажен.
«Пряника» у них нет, а «кнут», в виде давления на наш бизнес, они применить не могут, потому что тогда из фракции начнут выходить депутаты
мажоритарщик от фракции ПР
Вопрос дисциплины решили частично. Если в начале года голосования регулярно пропускали не меньше 20 депутатов, то теперь прогульщиков чуть больше десяти. «А вы попробуйте заставить регулярно ходить в парламент Василия Хмельницкого. Думаете, это просто?» – оправдывается регионал Ярослав Сухой. В число злостных прогульщиков ПР, кроме Хмельницкого, также входят Юрий Иванющенко, Артем Щербань и Александр Волков.
Еще одно изменение в поведении регионалов – теперь они публично не критикуют руководство фракции. В январе Яков Безбах, который прошел в парламент как самовыдвиженец, но потом вступил во фракцию ПР, открыто говорил, что не намерен слушать указания, как ему голосовать. Сейчас он осторожничает. «Я много чем недоволен, но говорить об этом не буду», – отбивается он от вопросов.
Проблемой для регионалов по-прежнему остаются около 20 мажоритарщиков, которые голосуют на свое усмотрение. По словам нардепа-регионала, который не упоминался выше, повлиять на них у руководства фракции не выходит. Это можно было бы сделать, выделив дополнительное финансирование на их округа, но денег в бюджете на это нет. «Пряника» у них нет, а «кнут», в виде давления на наш бизнес, они применить не могут, потому что тогда из фракции начнут выходить депутаты. С нами лучше договариваться», – резюмирует мажоритарщик.
Источник : news.eizvestia.com