Коломойский: Пинчук был должен нам с Боголюбовым $400 млн

По версии совладельцев Приватбанка, Пинчук не платил за Криворожский железорудный комбинат, а гасил долги перед экс-партнерами.
Вик­тор Пин­чук не имеет права тре­бо­вать у при­ва­тов­цев Ко­ло­мой­ско­го и Бо­го­лю­бо­ва ни Кри­во­рож­ско­го же­ле­зо­руд­но­го ком­би­на­та, ни денег, ко­то­рые он якобы за­пла­тил за пред­при­я­тие, сле­ду­ет из воз­ра­же­ния Игоря Ко­ло­мой­ско­го на иск зятя Кучмы. Общая по­зи­ция со­вла­дель­цев При­ват­бан­ка та­ко­ва: до­го­во­рен­но­стей о про­да­же же­ле­зо­руд­но­го ком­би­на­та (КЖРК) Пин­чу­ку они не за­клю­ча­ли – по­ло­ви­на ком­би­на­та долж­на была отой­ти Ри­на­ту Ах­ме­то­ву. $143 млн, ко­то­рые соб­ствен­ник «Ин­тер­пай­па» якобы за­пла­тил за пред­при­я­тие, пошли на по­га­ше­ние долга в $400 млн перед Ко­ло­мой­ским и Бо­го­лю­бо­вым.

Ахметов позвонил и рассказал, что Пинчук угрожал воспользоваться своим влиянием на Кучму

Игорь Коломойский – в возражении на иск Пинчука

Откуда взялась эта сумма? Версия Коломойского: Пинчук задолжал партнерам в 2003-2004 годах, когда совместно с приватовцами владел Никопольским заводом ферросплавов (НЗФ) и помогал им получить контроль над «Укрнафтой». В 2002 году тогдашние партнеры договорились совместно купить Никопольский завод ферросплавов и делить пополам полученную прибыль, говорится в возражении третьего номера Forbes на иск второго. Для этого Пинчук якобы скоординировал заключение торговых контрактов между его компаниями и НЗФ таким образом, чтобы занижать прибыль завода. Методы – трансфертное ценообразование: покупка Никопольским заводом товаров и услуг по завышенной стоимости у компаний Пинчука и продажа продукции – по заниженной. С 2003 года Пинчук якобы перестал делиться прибылью с партнерами.

$400 млн, на которых настаивает Коломойский, это не выплаченная прибыль НЗФ (около $150 млн, по оценке Коломойского), стоимость не переданных 25% акций завода и прибыли на этот пакет плюс сумма, которую Боголюбов и Коломойский, якобы в обмен на контроль над «Укрнафтой», передали в специальный фонд на нужды президентских выборов 2004 года – еще около $100 млн.

Суд за дело

Дальше ситуация будет развиваться следующим образом, рассказывает на условиях анонимности бизнесмен, чья фамилия есть в иске Пинчука и в возражениях приватовцев. По каждому из пунктов документов Коломойского и Боголюбова адвокаты Пинчука дадут свои возражения (документ за подписью Боголюбова содержит 73 пункта, за подписью Коломойского – 100 пунктов. – Forbes). Это займет еще несколько месяцев. «Ответ на ответ Пинчука» Коломойский и Боголюбов подавать не будут – в английском процессе последнее слово всегда за истцом, поясняет партнер юрфирмы Integrities Максим Кодунов.

Потом – опрос свидетелей, которые будут отвечать в письменном виде. Далее каждая из сторон тяжбы обязана будет раскрыть все имеющиеся у них документы, которые относятся к делу. «Особенно те, которые могут отрицательно повлиять на ее позицию», – рассказывает Кодунов. Только после этого начнутся слушания в суде.

def1rus def2rus

«Сроки процесса могут быть соизмеримы с хронологией судебного разбирательства между российскими миллиардерами Березовским и Абрамовичем – тогда иск подали в январе 2008-го, первое заседание по делу состоялось в октябре 2011-го, слушания закончились в январе, а решение оглашено в августе 2012 года,  – перечисляет Кодунов. – В принципе, это нормальная практика Высокого Суда Справедливости Англии и Уэльса по крупным коммерческим спорам». Собеседник Forbes, чья фамилия фигурирует в деле, ожидает начала слушаний не ранее 2015 года.

Несколько дней назад Forbes пересказал ключевые тезисы возражения Геннадия Боголюбова на иск Пинчука. В своем 53-страничном возражении Коломойский дополняет версию событий, рассказанную Боголюбовым, и предъявляет Пинчуку новые претензии, не упомянутые адвокатами партнера.

О продаже КЖРК

  • 23 марта 2004 года Коломойский в Милане на футболе встретился с Ринатом Ахметовым и братьями Суркисами. Цель встречи, которую Коломойский назвал «Миланским соглашением», по его версии – прекратить корпоративные конфликты вокруг железорудных компаний и договориться о приватизации «Укррудпрома». Договорились о том, что Коломойский купит КЖРК у государства и передаст 50% компании Ахметову – это и было сделано в 2006 году.
  • В апреле 2004 года Ахметов позвонил Коломойскому и рассказал, что Пинчук угрожал воспользоваться своим влиянием на Леонида Кучму и не допустить приватизации «Укррудпрома», если КЖРК не купят в его интересах.
  • Пин­чук ис­поль­зо­вал свое вли­я­ние на го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны, чтобы за­ни­зить стар­то­вую цену про­да­жи КЖРК – ком­па­нию пред­ло­жи­ли к про­да­же за 242,6 млн гри­вен. В воз­ра­же­нии не ука­за­но, по­че­му при­ва­тов­ская ком­па­ния «Со­лайм», ко­то­рая, как утвер­жда­ет в своем иске Пин­чук, дей­ство­ва­ла в его ин­те­ре­сах, с ходу пред­ло­жи­ла и за­пла­ти­ла почти в три раза боль­ше – 689 млн гри­вен.

О взаимных претензиях

  • В фев­ра­ле 2005-го в те­ле­фон­ном раз­го­во­ре с Ко­ло­мой­ским Пин­чук якобы при­знал за­дол­жен­ность по ди­ви­ден­дам на 25,6% акций НЗФ. Пин­чук якобы пред­ло­жил вы­пла­тить долги, купив за­ре­ги­стри­ро­ван­ную на Вир­гин­ских ост­ро­вах ком­па­нию Alcross, при­над­ле­жав­шую при­ва­тов­цам. В своем иске Пин­чук за­яв­лял, что по­ку­пал эту ком­па­нию, счи­тая, что при­об­ре­та­ет вла­дель­ца акций КЖРК. Ко­ло­мой­ский го­во­рит, что Пин­чук знал, что на этой ком­па­нии не было ак­ти­вов, и един­ствен­ная цель по­куп­ки – по­га­ше­ние дол­гов перед парт­не­ра­ми. Пер­во­на­чаль­но Ко­ло­мой­ский с Бо­го­лю­бо­вым хо­те­ли по­лу­чить за Alcross $150 млн, в ходе тор­гов цену сни­зи­ли на $7 млн.
  • В ав­гу­сте 2005 года Пин­чук со­об­щил Ко­ло­мой­ско­му и Бо­го­лю­бо­ву, что ему и Лео­ни­ду Кучме по­ло­же­ны акции КЖРК за под­пи­са­ние за­ко­на о при­ва­ти­за­ции «Укр­руд­про­ма». Вто­рой номер Forbes по­тре­бо­вал, чтобы акции были за­ре­ги­стри­ро­ва­ны на его имя, по­сколь­ку он уже за­пла­тил за пред­при­я­тие. На встре­че также были ак­ци­о­не­ры груп­пы VS Energy, муль­ти­мил­ли­о­не­ры Ми­ха­ил Во­е­во­дин и Алек­сандр Ба­ба­ков, ко­то­рые, как утвер­жда­ет­ся в до­ку­мен­те, ин­те­ре­со­ва­лись укра­ин­ски­ми энер­го­ком­па­ни­я­ми и НЗФ. Бо­го­лю­бов ска­зал, что не готов го­во­рить на эту тему, пока день­ги из спе­ц­фон­да – $100 млн – не будут воз­вра­ще­ны, и по­ки­нул встре­чу.
  • С ян­ва­ря 2003 года Пин­чук вла­дел оп­ци­о­ном на по­куп­ку «Укр­наф­ты», вер­нее, по­куп­ку трети долей в ком­па­ни­ях, ко­то­рые вла­де­ли 40,1% акций «Укр­наф­ты». Имен­но столь­ко акций неф­тя­ной ком­па­нии тогда при­над­ле­жа­ло Ко­ло­мой­ско­му и Бо­го­лю­бо­ву. Пин­чук мог ре­а­ли­зо­вать оп­ци­он до конца но­яб­ря 2004-го или до при­ва­ти­за­ции кон­троль­но­го па­ке­та «Укр­наф­ты» – за $31,8 млн плюс 15% го­до­вых с мо­мен­та под­пи­са­ния до даты ис­пол­не­ния оп­ци­о­на. Своим пра­вом Пин­чук не вос­поль­зо­вал­ся.

О создании ферросплавного холдинга

  • Пинчук настаивает на том, что в августе 2005 – апреле 2006-го Боголюбов и Коломойский неоднократно предлагали ему объединить ферросплавные активы. На что он напоминал им о том, что хотел бы получить КЖРК и недополученную на этом предприятии прибыль. Коломойский уверяет, что не предлагал Пинчуку объединить ферросплавные активы в холдинг.
  • Пинчук ссылается на так называемую Конституцию – устное соглашение о создании ферросплавного холдинга и передаче КЖРК, достигнутое на переговорах с ним, одним из его топ-менеджеров Юлией Чеботаревой, Воеводиным, Михаилом Спектором и Коломойским. Встреча прошла в женевском офисе Коломойского 4 сентября 2006-го. Коломойский подтверждает факт такой встречи и даже частично состав участников, однако уверяет, что эти переговоры не имели юридической силы, и о передаче КЖРК он с Пинчуком не договаривался.
  • Со слов Пинчука, 4 сентября 2006-го стороны договорились о такой сделке: Коломойский и Боголюбов вносят в ферросплавный холдинг 25,6% акций НЗФ, акции Стахановского ферросплавного завода, Орджоникидзевского и Марганецкого ГОКов, а также 86% акций Запорожского завода ферросплавов. Пинчук отдает 22,9% акций НЗФ и 100% акций промышленно-финансовой корпорации «Приднепровье», владеющей 50% +1 акция НЗФ (пакет, на половину которого претендуют Коломойский и Боголюбов).
  • В результате сделки доля Боголюбова и Коломойского в холдинге должна была составить 50% акций, Пинчука – 30%, из которых он получал 16,4% акций за $180 млн. Еще 20% причитались Спектору, за что – в иске и возражениях ответчиков не сказано. При этом, по информации Пинчука, стороны должны были провести взаимозачет требований, и после их удовлетворения КЖРК должен был отойти Пинчуку.
  • Коломойский отрицает существование устного соглашения – Конституции. Но юридическим подтверждением создания ферросплавного холдинга считает серию договоров о покупке Пинчуком, Спектором и Коломойским долей в компаниях, владеющих пятью предприятиями будущего холдинга. КЖРК в тех договорах, подписанных 7 ноября 2006-го, не упоминался. По словам Коломойского, в результате этой сделки он получил в собственность 50% акций ферросплавного холдинга (без упоминания доли Боголюбова), 30% акций получил Пинчук, остальные 20%, как и значится в иске Пинчука – Спектор. Впрочем, к июлю 2010-го доли изменились: 5% холдинга, принадлежавших Пинчуку, перешли к Спектору.
  • Коломойский не раз говорит о том, что Пинчук давно мог подать иск о нарушении своих прав в украинские суды. И мол, зря этого не сделал: срок исковой давности претензий Пинчука  – по украинскому законодательству – истек три года назад.

В первоначальной версии статьи было ошибочно указано, что Коломойский признает существование устного соглашения – Конституции.

Источник : forbes.ua