Вице-премьер Вилкул хвастается Концепцией дорожной реформы, которую никто не написал.

На прошлой неделе “Укравтодор” показал журналистам, что в плохом состоянии дорог виновна уже не только погода, не только отсутствие денег, а и грузовой транспорт, который нагружен сверх допустимых норм.

Как сообщает Цензор.НЕТ, об этом в своем блоге на УПнаписал журналист, основатель движения “Я ненавижу Укравтодор” Андрей Черников.

“Чтобы доказать это, Укравтодор вывез прессу в село Капитановка на трассе Киев-Чоп, где был установлен новый весовой комплекс. Я тоже совершил поездку туда, и мне показалось, что мы снова имеем дело с “распилом” и, возможно, с “лыжным инструктором N2” – типа того, что подписал многомиллионные соглашение с Владиславом Каськивом. Сложно спорить с тем, что грузовики причиняют дороге ущерб, особенно, когда видишь на дороге незапланированную колею. С другой стороны, трудно спорить и с такими фактами, как: – дороги не отвечают современным требованиям грузовых перевозок – никто, по сути, не контролирует вес грузовиков. В селе Капитановка не так давно была установлена так называемая весовая станция, которая взвешивает транспорт без его остановки – датчики расположены под дорожным полотном. Весьма удобная система. По данным Укравтодора, у него есть планы в этом году поставить 12 таких весовых, а в следующем – довести их число 60. При этом госбюджет потратит на эти комплексы в этом году 29,12 млн грн, а в следующем – 142,72 млн.

То есть почти по $300.000 за штуку. Начальник эксплуатационного содержания дорог и безопасности движения Александр Сухоносов сообщил, что максимальная масса одного грузового транспортного средства не должна превышать 38 тонн. При этом в Украине есть всего 39 комплексов весового контроля, из них только один стационарный. Недостаток передвижных весовых состоит в том, что они работают только днем, а если говорить про ночь, то для их работы нужны посты ГАИ по соседству или участки дорог, где есть освещение. Так говорит чиновник Укравтодора. Спросить его, а много ли в стране освещенных дорог, язык не повернулся. Чиновник также сказал, что для передвижных комплексов нужны ровные поверхности, и еще есть проблемы со взвешиванием зимой. Здесь стоит с ним согласиться – ровных дорог нету, а снег, разумеется, никто с дорог не убирает.

Поэтому решение потратить еще почти 150 млн грн из госбюджета как бы лежало на поверхности. Такой себе пир во время чумы. Но это не все. Олег Слободян, начальник отдела госконтроля и надзора за безопасностью автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Укртрансинспекции, сообщил, что его ведомство – Укртрансинспекция (УТИ) – было создано в прошлом году, взяв на себя функции ГАИ по проверке габаритов и веса транспорта. Это ведомство работает с 1 апреля этого года. Им было проверено аж 8500 транспортных средств, нарушений нашли у аж 390 перевозчиков, штрафов начислили на сумму аж 634 тыс. грн. При этом сотрудников инспекции не хватает, униформы нет, и, как сказал сам Олег Слободян, они еще не обладают правом пользоваться жезлом. Но хотят, верят и ждут. Стационарная весовая станция, по словам Олега Слободяна, в перспективе (в перспективе!) будет передавать информацию о весе на сервера УТИ и ГАИ, и машины будут отлавливаться из потока. Но, сказал Олег Слободян, нужно же еще поменять законодательную базу, чтобы были основания наложить штраф. Сейчас их нет, надо полгать. Но штрафы – есть. То есть инспекция есть, довольствие есть, а униформы, палочек в полоску и законных прав налагать штраф – нет. Но, кажется, это дорогам не поможет. Если перегруженный транспорт был выявлен и задержан, то что дальше-то?

Олег Слободян знает ответ на этот вопрос: транспорт будет остановлен, взвешен (еще раз?) и наложен штраф. А потом что? А потом машина едет дальше, если превышение составляет… не более 60 тонн. Так и сказал. Начальник отдела весового контроля ДАК “Автодороги Украины” Виктор Ворожко представляет организацию, которая, собственно, строит дороги в буквальном смысле. Он сказал, что машины в Украине как бы проверяются на вес, но тотального контроля нет. Цель стационарного взвешивания – наказывать злостных нарушителей, считает Виктор Ворожко. То есть не всех. Он возмущен тем, что для многих нечестных перевозчиков перегруз – основа бизнеса, чтобы за одну ходку перевезти все, что есть. И, вложив несчастных бюджетных 150 млн грн в весовые безостановочные станции, можно сэкономить 2 млрд грн – таков ущерб от колейности. А это – почти 60% от того, что Укравтодор вообще тратит на дороги. Лица Укравтодора, Укртрансинспекции и “Автодорог Украины” Но и это не поможет. Плата за проезд перегруженного транспорта составила в прошлом году аж 16 млн грн. Тариф, как сказал Ворожко, приблизительно такой: при массе 50 тонн – 10 евроцентов за километр плюс плата за перегруз. Рекордная плата составила назад 70 тыс грн. Может, поэтому никто и не платит? Может, по этой же причине никто, по большому счету, и не контролирует вес транспорта? Как 39 весовых станций на 170 тыс км дорог, находящиеся только в ведении Укравтодра, могут чем-либо помочь, трудно сказать. Думаете, еще 60 весовых помогут? По 300 тысяч долларов?

Я спросил Александра Сухоносова, что – действительно ли вы поставите много весовых, и все дороги будут в порядке? Нет, ответил чиновник Укравтодора. На самом деле задача этих весовых хоть как-то дисциплинировать перевозчиков, приучить их соблюдать правила. И еще раз: – Дороги будут в порядке, если построить весовые станции? – Нет! Но и это не все. Я спросил Александра Сухоносова по просьбе участника группы “Я ненавижу Укравтодор” Виталия Воронина, который, как и я, как и многие из нас, обеспокоены смертностью на дорогах из-за их качества – Какое количество ДТП в год со смертельным исходом и травмами случается из-за плохих дорог? – Порядка 2000 ДТП в год. – Это много или мало? – Это мало, если учитывать, что по каждому ДТП идет расследование, и будем говорить откровенно, есть не всегда объективный подход по линии ГАИ. (Виноват, я не переспросил, что это значит.) – Укравтодор понес когда-либо ответственность за смерти, за ДТП? – Были такие случаи. – В каком виде? – Нет, не Укравтодор, а у нас есть региональные службы, они балансодержатели. Они отвечают за состояние дорог, а мы в целом по системе… – Так кто-то по всей системе ответил или штрафом, или понес уголовную ответственность? – Таких случаев не много, что суд выносит решения, что виновата дорожная служба. – Это справедливо? – Если по-человечески, наказывать начальника дорожно-эксплуатационного управления, который раздает солярку кружкой, потому что солярки почти нет, зимой ходит с протянутой рукой – просит, где бы ему взять соли, потому что ему не хватает финансирования… По информации, полученной Ворониным, 1% ДТП в Украине произошли по причине плохого состояния дорог, и за время независимости Украины по вине Укравтодора в ДТП погибло около 1500 людей и около 10000 людей травмировано. И чтобы два раза не ездить в очередное село, я спросил: – Когда Укравтодор откроет всю тендерную информацию? Сейчас же она закрыта. – Почему закрыта? – А потому. – Тендерные торги Укравтодор проводит непосредственно только по международным договорам, то есть, когда финансирование идет через ЕБРР, Мировой банк. – А в остальных случаях тендеров нет? – В остальных случаях региональные службы выступают заказчиками, и именно они проводят тендеры. (Тут я тоже виноват, потому что не добился ответа на вопрос “когда будет открыта тендерная информация”. Но ответ и так понятен.) Но и это не все.

Вернемся к весовому комплексу. Его построила, как сообщил Укравтодор, чешская компания Star Trans Euro. Но ей пока не заплатили – это как бы промоушен, реклама. Если Украине понравится, то она заплатит за эти весы. Но, как уже было сказано в начале, в планах купить аж 60 комплексов. А почему купят именно у этой чешской компании? Но тут нет монополизма, говорят в Укравтодоре, нет! Чешская компания настолько известна в Европе, что ее услугами воспользовалась Чехия, Польша и Бельгия. Анна Абрамова, назвавшаяся генеральным директором Star Trans Euro, показала нам, как работают весы. Но тут я должен отметить, что нас не пустили в помещение, а вынесли на улицу телевизор, и по нему показывали, как невидимая система фотографирует и взвешивает транспорт. Я заглядывал за телевизор, но никого и ничего там не обнаружил. Не уверен теперь, что эти весы вообще существуют. И я окончательно запутался, когда перед нами развернули мобильную весовую станцию и гаишник показательно тормознул пару грузовиков для взвешивания. Что нам показывали – стационарные весы или передвижные? В итоге, как работала стационарная система за 300 тысяч долларов, мы не увидели.

Но, простите, и это не все. Госпожа Абрамова сообщила, что весы-невидимки установил за свой счет Инвестор. Он, Инвестор этот, профинансировал и закупку оборудования, и установку, и наладку. Таких технологий в Украине еще никто не знает, сказала госпожа Абрамова, это – нано-технологии. При слове “нано” я всегда делаю стойку охотничьей собаки… В пресс-релизе Укравтодора сказано, что под дорогой расположены какие-то керамические датчики. Кто знает, керамика – это нано или не нано? Мне показалось, что Украина все же знает подобные технологии – это когда появляется на канале TVi некто Альтман, говорит, что он тут все купил, но он не владелец, а Инвестор. Оказалось, что весовая система была установлена в рамках Меморандума между Укравтодором и тем самым Инвестором, фамилию которого я сначала неправильно воспринял на слух и неправильно же записал. Его зовут Беднар. Милан Беднар. Неделю назад он лично презентовал свою весовую станцию Николаю Азарову, хотя об этом сообщили лишь два источника, не блещущие популярностью, да к тому же – слово в слово: http://www.telegraf.in.ua/popular/2013/05/31/pravitelstvo-pridumalo-novyy-sposob-sbora-deneg-s-avtomobilistov_10029798.html http://sobytiya.tv/ru/news/2696-pravitelystvo-pridumalo-novyj-sposob-sbora-deneg-s-avtomobilistov/ Я не очень люблю теории заговора, но проделал нехитрую манипуляцию с Гуглом. Человека, который бы носил имя Милан Беднар, был бы Инвестором компании Star Trans Euro и был бы знаком с Анной Абрамовой, кажется, нету, или Гугл его не знает. Госпожа Абрамова сказала, что Беднар – ученый, что он разработал эту систему в Европе и что он представляет в Чехии компанию-изготовителя весов – “Дата Трафик Систем” (Германия). “Милан Беднар представляет немецкую компанию в Чехии, а Star Trans Euro представляет “Дата Трафик Систем” в Украине”, – сказала госпожа Беднар, чем запутала меня окончательно. Она так тараторила, у нее от зубов отскакивал какие-то невообразимо умные слова, что хотелось ей верить на слово просто так. Но я нашел только одну компанию с названием “Дата Трафик Систем”, которая делает весовые станции. Однако она родом из Англии. И называется “Транс Дата Систем”. На сайте компании имя Беднара отсутствует. И у компании нет партнеров в Чехии, и в Украине тоже нет. Есть немецкая компания с похожим названием – “Трафик Дата Систем”. Но и тут Милана не нашлось. У этой компании, правда, есть партнер в Чехии – http://www.kpmwoods.cz/, но этот партнер занимается перевозками пиломатериалов. И там тоже нету Милана. Но оцените, как искусно можно жонглировать тремя словами – Дата, Трафик и Систем – в каком порядке их ни поставь, на слух – одно и то же.

И все же, я не понял, почему Некто, предлагающий правительству купить Нечто, называется Инвестором. “Вы так уверенно говорите, что это будет купля-продажа, но у меня пока нет такой информации, – сказала мне госпожа Абрамова, директор, между прочим, у которого нет информации… – Может, эту систему не захотят покупать, но скажут, что они хотят, чтобы она работала. Мы поставим систему за свои деньги и будем передавать информацию Укравтодору за денежное вознаграждение”. Тут меня посетила мысль: то ли это детский сад вышел на лужайку, то ли дурдом на прогулку. Но я не объективен, пожалуй. Я предвзят. Таким как я всегда все плохо. Никакого конструктива. Наконец, чтобы убедиться, что не только я не могу понять, кто такой Инвестор, я позвонил в пресс-службу Укравтодора, через которую передал просьбу госпоже Абрамовой: пусть она сама скажет, есть ли у ее компании или у производителя, или у Инвестора, или у поставщика, или у смотрящего, сайт? И мне ответили. Есть. Вот он datatrafficsystem.gmbh. Я сказал, что нету такого сайта. Я передал просьбу госпоже Абрамовой перезвонить мне, но она не перезвонила. И вот теперь я крепко задумался: с кем же Укравтодор подписал Меморандум? С кем встречался Николай Азаров? Но и это не все. Саму Анну Абрамову я тоже не нашел в Гугле. Гугл, увы, не знает ни одной Анны Абрамовой, которая была бы связана хоть с одной из перечисленных выше компаний, не говоря уже о Милане Беднаре, которого так и хочется назвать по-простому – Бендер. Остап Бендер. И в пресс-релизе Укравтодора не упоминается ни Абрамова, ни Беднар, ни чешские-немецкие компании. Очень надеюсь, что скоро Укравтодор ответит на мои риторические вопросы и все будет хорошо, и не будет никакого “лыжного инструктора N2”. ДОПОЛНЕНИЕ Немецкая компания называется не “Дата Трафик Систем”, а “Трафик Дата Системс”. На ее сайте указано, что проект в Украине должен был быть реализован в феврале 2013 года. Никаких других деталей не сообщается. Весовые комплексы, судя по их количеству в разных странах, устанавливаются не повсеместно, а лишь в некоторых местах по просьбе заказчика, максимальный заказ – 6 штук в Польше. ***

Но, простите еще раз, и это не все. Александр Вилкул*, вице-премьер, который теперь отвечает за дороги, написал статью о том, что с дорогами будет все ОК, потому что он написал Концепцию развития дорожного хозяйства. Не буду останавливаться на каждом пункте этого незабываемого и тяжелого труда мысли, так что просто обратите внимание на раздел статьи, который называется “Создание прозрачной системы финансирования строительства и ремонта дорог”. Читаем раздел полностью и внимательно: “Сегодня на финансирование дорожного хозяйства выделяется 4,8 тыс. долл. на километр. Это катастрофически мало даже по сравнению с Беларусью (в 2,7 раза больше, чем в Украине) и Польшей (в 3,6 раза), не говоря уже о Франции и Германии, которые выделяют на километр дороги в 9-10 раз больше, чем мы. Для того чтобы исправить ситуацию и улучшить качество дорог, требуется не менее 40 млрд грн ежегодно. В том числе около 26,5 млрд грн на дороги государственного значения, 3,5 млрд грн на дороги местного значения и около 10 млрд грн на коммунальные дороги. В 2013 г. утвержденный бюджет на работы по строительству, реконструкции и содержанию дорог составил 16,9 млрд грн.” Так как он создаст прозрачную систему финансирования, кто-то понял? Ну и вот еще: “Я объективно оцениваю положение: ситуация в дорожном хозяйстве Украины сложная. Но в то же время убежден: сегодня мы можем и должны изменить ситуацию коренным образом. Для этого разработана Концепция развития дорожной отрасли Украины. В ней изложены причины сложившейся ситуации и предложены варианты дальнейших шагов. Теперь дело за реализацией”. Я давно пытаюсь найти эту Концепцию, но не могу. Мой коллега по группе “Я ненавижу Укравтодор” Александр Бойкул не поленился и достал документ, который устами первого замминистра инфраструктуры говорит, что такой Концепции нет”, – написал журналист.

укравтодор