Цены на сжиженный газ и дизельное топливо вырастут на треть, что потянет за собой и подорожание бензина. Скачок цен затронет практически все товары, в калькуляцию которых заложены цена бензина.
К таким последствиям ведет прекращение поставок нефтепродуктов в Украину одним из крупнейших трейдеров.
Топливный «бабах»
В понедельник стало известно, что швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. прекращает с 1 апреля поставки нефтепродуктов в Украину. В письме, которое компания разослала своим клиентам, сказано, что это вызвано действиями украинских властей: арестом ее технологического топлива и вмешательством в деятельность со стороны СБУ.
О серьезности намерений трейдера свидетельствует также утечка информации из офиса его партнера – компании Wexler Group, из которой следует, что действительно планируется прекращение с апреля поставок в Украину российского дизельного топлива.
«Не знаю, кто там какого «бабаха» ждал 15 марта, но, похоже, что это он. Поставщик 22% дизеля и сжиженного газа заявил об остановке поставок», – прокомментировал это событие директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Отрежет четверть рынка
В прошлом году Proton Energy Group S.A. поставил в Украину 1,77 млн т дизтоплива (23,9% рынка) и 411 тыс. т (22,3%) сжиженного газа. Прекращение поставок сейчас приведет к дефициту на рынке.
«Уже на первом этапе может быть достаточно мощный рост цен, ведь речь идет об уходе объемов очень крупного игрока на рынке, если они не будут замещены. Это неизбежно повлечет за собой рост цен на бензин и, впоследствии, к подорожанию продуктов, в которые заложена логистика», – прогнозирует руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей Шевчишин.
В первую очередь пострадают аграрии, которые сейчас готовятся к посевной. Кроме того, на фоне эскалации на Востоке может ощущаться нехватка солярки и на фронте, хотя, акцентирует аналитик, все зависит от того, какие запасы стратегического продукта были созданы заранее.
Запасы есть
Гендиректор SunOil Леонид Косянчук подчеркивает, что у всех трейдеров есть запасы на 1-2 недели. И это время должно быть потрачено на переориентацию рынков на альтернативные потоки нефтепродуктов.
«Это чревато турбулентностью на рынке. Трубный дизель в Закарпатье перекрыли, можно наладить морские поставки, но это еще дороже. Хотя уже куда хуже – цены в Европе за две недели выросли на $40-50 на тонне, а это событие подорожание только подстегнет», – отметил в беседе с UBR.ua Косянчук.
Накануне апреля с его пиковым весенним потреблением известие о прекращении поставок, считает Сергей Куюн, крайне неприятное. Оперативно заместить такой объем можно, но очень сложно, ведь активизация потребления происходит не только в Украине.
По оценке эксперта, по дизелю основной выход – поставки по морю, которые необходимо нарастить вдвое, до 200 тыс. т. Но в прошлом году в среднем было 65 тыс. т, а рекорд зафиксирован осенью 2019 года – 153 тыс. т.
«Проблема не в портах, их мощность по приемке с моря избыточна, а в железной дороге, которая лежит на лопатках, и в том же 2019 году не смогла подставить плечо для выгрузки хоть каких-то объемов. С тех пор ситуация особо не улучшилась», – полагает Куюн.
Тем не менее нынешняя ситуация может дать больше шансов украинским переработчикам, в первую очередь «Укртатнафте», которая как раз и настаивала на введение пошлин на российскую продукцию. Но хватит ли их мощностей заместить в нынешних условиях все объемы, пожимают плечами эксперты, пока неясно.
На сколько подорожает
Пока нет единого мнения, как отразится на ценах прекращение поставок Proton Energy Group. В случае, если не произойдет оперативного замещения объемов трейдера, то рост цен, по мнению, Андрея Шевчишина на нефтепродукты может составить 25-30%.
Леонид Косянчук акцентирует, что пока можно точно прогнозировать то подорожание, которое вызвано ростом цен на топливо в Европе. Европейские тенденции приведут к подорожанию в Украине бензина на 1,28 грн/л, и дизельного топлива – на 1,31 грн/л в ближайшие недели.
Что касается последствий прекращения поставок российского топлива, то все зависит, как рынок сориентируется в новых условиях. По автогазу, считает Куюн, подорожание может составить до 1 грн на литре только за счет более затратной логистики альтернативных поставок. И это не считая давление импортного паритета.
«Сложнее спрогнозировать ситуацию по дизтопливу. Здесь логистическая составляющая большого значения не сыграет, все будет зависеть от достаточности предложения. Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены», – считает Куюн.
В этом случае начинает работать цепная реакция: на одной из АЗС пропадает топливо, потребители в панике набрасываются на другие станции, заправляя полные баки, и так далее. Андрей Шевчишин также прогнозирует, что в таком случае цены «в моменте» могут подскочить очень высоко.
Но в целом, сходятся эксперты, АЗС, скорее всего, будут ограничивать свободную продажу, так как повышать цены на солярку для охлаждения спроса может оказаться чревато.