Филиал «Центр сервисного обеспечения» АО «Укрзализныця» объявил 8 процедур закупок масел и смазок, общей ожидаемой стоимостью 534 миллиона гривен. Однако победителей тендеров «УЗ» пытается определить заранее, используя тендерные требования.
Об этом сообщили активисты проекта «Zалізниця без корупції».
Речь идет о закупке моторных, гидравлических и индустриальных масел и смазочных материалов. Конечный срок подачи предложений – 9 апреля, а сами аукционы пройдут в середине мая.
В тендерной документации заказчик определил требования, которым соответствуют лишь избранные компании. Для участия в закупке участник должен пройти процедуру допуска к применению, которую «Укрзализныця» внедрила в конце 2017 года:
«Согласно стандарту СТП-Н 04-009: 2017«Масла и смазки для тягового подвижного состава, машин и механизмов ПАО «Укрзализныця». Порядок допуска к применению»(Приложение № 11 к тендерной документации), введенному в действие приказом ПАО «Укрзализныця»от 13.12.2017 №765, масла и смазочные материалы должны пройти процедуру допуска к применению».
После введения в действие стандарта «Укрзализныци» СТП-Н 04-009: 2017 тендеры на поставку масел и смазок стали выигрывать исключительно фирмы из орбиты народных депутатов Александра Пономарева («Воля народа») иАлександра Грановского (БПП). Причем стоимость таких закупок на 30% превышает рыночные цены.
В то же время, согласно законодательству отраслевые стандарты применяются исключительно на добровольных началах, а заказчик не может требовать от участников документы, не предусмотренные законодательством.
В приказе «Укрзализныци» №765 отмечается, что осуществление процедуры «допуска к эксплуатации» на подвижном составе масел и смазок проводится согласно ДСТУ ГОСТ 15.001. Однако ГОСТ 15.001 утратил силу с 1 января 2019 года. Таким образом, «Укрзализныця» ссылается на недействительный документ при внедрении процедуры «допуска к применению» смазок и масел.
Также процедура предусматривает отсылку на межгосударственные стандарты – ГОСТы, которые в Украине отменили еще в 2015 году.
В 2018 году НАБУ открыло уголовное производство по факту организации хищения государственных средств посредством искусственной процедуры допуска к применению масел. Убытки «Укрзализныци» оцениваются в 90 миллионов гривен.
Однако даже несмотря на наличие расследования, «УЗ» не изменила правила игры для смазочных тендеров.
Активисты «ZБК» отметили, что масла и смазки изготавливаются по общим стандартам и не являются продукцией исключительно железнодорожного назначения.
За последние 2 года «Укрзализныця» закупила масла почти на 1,2 миллиарда гривен. Единственными поставщиками этих товаров являются дилеры компаний «Азмол» и «Агринол», которые контролирует народный депутат Александр Пономарев. Посредниками в реализации продукции выступают компании «Мироил» (из орбиты того же Пономарева) и группа компаний из орбиты «Трейд Коммодити», которую связывают с депутатом Александром Грановским.
Скриншоты с сайта Верховной Рады
Таким образом, 2 депутата фактически поделили рынок поставки масел для железной дороги.
Перечень объявленных тендеров:
Идентификатор тендера | Описание | Ожидаемая стоимость |
UA-2019-03-07-001982-a | масла и смазочные материалы | 14.701.484,10 |
UA-2019-03-07-001933-a | масла и смазочные материалы | 34.149.657,36 |
UA-2019-03-07-001180-b | масла и смазочные материалы | 24.121.441,02 |
UA-2019-03-07-001178-b | масла и смазочные материалы | 194.281.017,06 |
UA-2019-03-07-000547-c | масла и смазочные материалы | 33.814.990,98 |
UA-2019-03-07-000546-c | масла и смазочные материалы | 24.347.694,18 |
UA-2019-03-07-000543-c | масла и смазочные материалы | 14.632.234,14 |
UA-2019-03-07-000542-c | масла и смазочные материалы | 194.043.360,90 |
За последние 2 года железная дорога закупила масла почти на 1,2 млрд гривен исключительно у фирм из орбиты Александра Пономарева («Воля народа») и Александра Грановского (БПП).