Еще в 2012 году на тогда ещё Днепропетровском рынке перевозок засияла новая звезда – одесская компания ПАО «Севертранс». Некоторые СМИ ещё тогда заявляли, что последующее вытеснение конкурентов из местных перевозчиков «Севертрансу» обеспечили хорошие отношения с семейством Вилкулов. Во время губернаторства младшего одесситы «забрали» около 200 маршрутов по Днепропетровской области.
И в декабре 2012-го «Севертранс» официально оформляет свои договорные отношения с Днепропетровской областной государственной администрацией, выиграв конкурс по таким направлениям:
- Днепр – Новомосковск: №204, №205, №207 (Песчанка), №213;
- Днепр – Подгородное: №235, №236, №238, №242, №243.
Правда, новые большие автобусы с одесскими номерами, благодаря которым «Севертранс» и смог выиграть конкурс, отъездили недолго – месяца два, по информации днепровской журналистки Ольги Юдиной. После чего их сменили уже хорошо знакомые местным жителям «спринтеры», которые и по сей день курсируют в этих направлениях.
Снова на слуху осевший в Днепре «Севертранс» оказался, когда жители Подгородного перекрыли трассу из-за резкого повышения стоимости проезда – с 5-ти до 9-ти гривен. И такая история повторялась дважды в 2015 и 2017 годах.
Но расторжения договора, не смотря на «обман» с классом автобусов и манипуляцией с ценой проезда, со стороны Днепропетровской облгосадминистрацией не последовало. В ОДА заявили, что не могут найти им быструю замену.
Вишенка на торте
Но каждый договор имеет свой срок действия, если его не продлевать. Что и произошло: 30 ноября 2017 года между Днепропетровской областной государственной администрацией и ПАО «Севертранс» были прекращены договорные отношения.
То есть сегодня около двухсот автобусов на востребованных направлениях Днепр-Новомосковск и Днепр-Подгородное курсируют без единого разрешающего документа. По-другому это называется – нелегально.
Что это означает для жителей нашего региона? Ежедневно каждый из нас, садясь в маршрутки «Севертранса», не может быть уверенным, что они соответствуют техническим нормам и насколько исправно их состояние.
«Юридически» – автобусов как бы не существует. И при возникновении каких-либо аварий или нанесения ущерба здоровью пассажирам по вине перевозчика, возместить материальные убытки будет практически невозможно. Всё просто – «ихтамнет».
Согласно Закона Украины «Об автомобильном транспорте», обеспечивать организацию перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах является обязанностью областных государственных администраций. Перевозчика на ближайшие 5 лет чиновники определяют на конкурсе.
Такой конкурс должна объявить Днепропетровская областная администрация, чего на сегодняшний день пока что сделано не было.
Как мы/вы можем на это повлиять?
1. Написать обращение в Днепропетровскую обладминистрацию с требованием объявить конкурс по маршрутам №204, №205, №207, №213, №235, №236, №238, №242, №243, по итогам которого заключить договора на перевозку пассажиров с победителем. Сделать это можно в электронной форме https://e-contact.dp.gov.ua/feedback/ или обратившись лично по адресу: пр. Поля, 1.
2. Сообщить управлению Укртрансбезопаности в Днепропетровской области о том, что 9-ть маршрутов не имеют разрешительных документов на перевозку пассажиров.
Сделать это можно обратившись по адресу: ул. Курчатова, 8 или сообщить по телефонам: ( 056) 726-40-14, (056) 726-40-15. За подобное нарушение даже предусмотрена ответственность: ст. 164 КУоАП (штраф от 17.000 до 34.000 гривен).
Антон Деньгуб, юрист,
инициатор проекта «Как приручить Закон»