О пожаре на полигоне и о планах по решению проблем,Новомосковские власти боятся социального взрыва

Уже четвертый день под Новомосковском горит мусорный полигон компании «Экология Украины». Год назад мы писали о пожаре на этом полигоне. И вот опять – и с еще большей силой. Мы побывали на полигоне, узнали о причинах пожара, и постарались разобраться – есть ли спасение от постоянных пожаров?

Хронология огня

Еще днем 7 мая над свалкой начал подыматься густой серый и черный дым. Его было видно с расстояния более 10 км. Ситуацию спасало то что в тот день был не такой сильный ветер. Но на следующий день ветер усилился.

К вечеру 8 мая на полигоне начался самый сильный пожар. По словам работников мусорного полигона – «такого огня тут никогда не было». На территории более 1500 кв. м. было несколько больших очагов пламени. 

Весь вечер и всю ночь 8 мая на полигоне полыхало пламя (на фото ниже – лишь начало пожара). Жителям Новомосковска откровенно повезло с направлением ветра – дул он в основном в обратную от города сторону.

С другой стороны, не повезло растениям и животным в заповедной зоне, и сельхоз полям, расположенным неподалеку от полигона. 

К утру 9 мая всю территорию вокруг полигона заволокло огромными клубами серого дыма. И только 10 мая на свалку прибыли работники ГСЧС которые в основном погасили пламя. 

По словам работников полигона, причиной пожара стало самовозгорание:

«Внутри куч мусор постоянно тлеет» — говорит начальник смены охраны который представился как Василий – «Мы сколько не засыпаем, все равно в глубине повышается температура и происходят постоянные возгорания. В первую очередь из-за накапливающегося газа – метана. Как только на улице повысилась температура, у нас начались самовозгорания. Поджога в этот раз не было – это я вам 100% говорю. Мы местность постоянно обходим, следим за этим. Пожар усилился вечером 8 мая. К нам ведь привозят самый разный мусор. Очень много разных баллончиков – от дезодорантов, газовых баллончиков и тому подобных. Только начинается небольшой пожар или повышается температура – все это дело взрывается. Помню на днях бахнуло так, что вон туда аж полетело (показывает за территорию свалки – ред.) К вечеру 8 мая еще и ветер усилился. Тут был самый эпицентр (левая и правая оконечность свалки – ред.) – ад настоящий. Вчера работали пожарные – весь день и потом всю ночь дежурили. Я утром, когда приехал на смену то пожарные еще привозили воду и тушили. Но водой там не потушить, все равно тлеет и снова горит. Сейчас возим туда грунт, глину и засыпаем. Это единственный вариант. Но тут газа слишком много – это главная проблема».

Сегодня в 9 утра, когда мы побывали на свалке, дым со свалки все так же стелился по ближайшим сельхоз полям. Отдельные небольшие костры продолжали гореть. А мусор продолжал тлеть, источая зловоние. Бульдозер работавший на полигоне уже сбросил с вершины свалки (метров 5-6 над землей) огромные горы мусора и утрамбовывал их внизу. По словам работников, этот мусор сейчас тоже будут засыпать чтобы не произошло его повторного возгорания.

Новомосковские власти боятся взрыва

О пожаре на полигоне и о планах по решению проблем свалки мы поговорили с бывшим директором по развитию компании «ИнЭкоТех Украины» и директором украинско-немецкой компании «АЕУ Днепр» Александром Зудиковым. По его словам многие проблемы полигона можно было бы решить довольно быстро. Будь на то воля властей Новомосковска:

«В январе 2018 я присутствовал на заседании рабочей группы – представители новомосковского горисполкома и руководство полигона, и был представитель инвестора – Беспалов Олег. Суть совещания была в том, что мы известили власти о прекращении договорных отношений и предлагали обсудить новую цену (на вывоз мусора и утилизацию). Новомосковск требовал скидку от существующего тарифа заявляя о том, что они боятся социального взрыва и революции, в случае поднятия тарифа. Мы говорили о том, что в мусоровозы, грузовики, бульдозеры заливается такое же топливо и тоже нужны запчасти – как и в маршрутках, где цена на проезд постоянно растет. И революции нет. Мы на цифрах показали, взяв индексацию зарплат, стоимости ГСМ, ставок экологического налога и прочих сборов за последние годы. Есть множество механизмов взаимодействия частных компаний и местных властей. Например, передать в операционную деятельность технику – как вот для коммунального предприятия закупают новые бульдозеры, экскаваторы. И тариф остается таким же. Новомосковску было предложено – если вы хотите быть такими белыми и чистыми перед своими горожанами, давайте отработаем какой-то механизм. Они ответили – поможем с техникой. Не скажу, что техники не было – несколько раз присылали. Но совсем уж мало. В результате оказалось, что из-за действующей скидки и тарифа мы «проели» огромные суммы и технику не можем обслуживать как, полагается. «ИнЭкоТех» просили – выполните свои обязательства, чтобы мы могли согласно ДБНам (державні будівельні норми – ред.) выполняли свой функционал. К сожалению недовыполнение налицо. И сейчас, когда произошел пожар, у нас оказался поломанный экскаватор. Попросили помощи у города – единственное что дали это старый трактор «Петушок» (ЮМЗ-6). Ищем в аренду технику чтобы побыстрее это все погасить. Плюс на полигон везут же что не попадя! Уже привозили и взрывные устройства, и отстрелянные гранатометы. Когда вываливается 20 тонн, то особенно ночью сложно при выгрузке проверить что привезли.

И мы очень надеемся на мудрость властей Новомосковска. Но по нынешнему тарифу, мы не имеем возможности обслуживать полигон, технику, и даже появилась задолженность по зарплате. И вместо социального популизма можно применить цивилизованные механизмы. Например, власти нескольких громад могут скинуться деньгами и поставить у себя сортировочный комплекс, чем в разы уменьшить количество мусора, который захороняют.

Теперь по новому проекту. Сейчас наше совместное немецко-украинское предприятие, где я являюсь директором, занимается проектом по сбору и утилизации биогаза и добыче электроэнергии. Биогаза, который активно и появляется на полигоне. При наличии метана в массе мусора его кстати и тяжело тушить. 

Раньше были препятствия в реализации проекта – было постановление НКРЭ которое приплюсовало миллионы гривен за присоединение к единой энергосистеме (электроэнергии). Но за год энергетики добились права работать по-старому. Сейчас немецкий инвестор согласился на реализацию проекта. И мы уже работаем над мероприятиями по дегазации. В рамках соглашения, по которому будут проводиться работы по дегазации. Вначале просто сжигание в «факеле» — вся Европа пользуется таким экологически чистым оборудованием по сжиганию метана. А следующий шаг — это будет подключение к энергосистеме и продажа электроэнергии в рынок. И 2% средств от оборота это будут перечисления в «ИнЭкоТех» на природоохранные мероприятия. Сейчас оформляется ряд документарных средств. Мы готовим ОВД (оценку влияния на окружающую среду), по проекту, его будем публиковать. Каждый сможет ознакомиться с нашим проектом.

Мы не новички в Украине. Такой же проект много лет работает в Виннице. Мы даже готовы организовать туда экскурсию чтобы показать, как там успешно работает немецкая техника. Я надеюсь дешевого популизма против нашего проекта не будет».

Егор Мороз

https://dengi.informator.ua/2018/05/11/4-dnya-gorit-svalka-pod-novomoskovskom-kto-vinovat-i-est-li-spasenie/