71-тысячный Новомосковск смело может претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса: после местных выборов прошло уже четырнадцать месяцев, а город продолжает жить без мэра. Корреспондент «НМ» попытался разобраться, в чем причина и когда город наконец будет с головой.
Власть для людей, а не люди для власти
26 октября 2015 года, на следующий день после местных выборов, новомосковцы уже знали, кто станет мэром. «Теперь в городе будет порядок», — радовались они. 62-летнего Виктора Литвищенко избрали на эту должность уже в пятый раз. По числу каденций с ним может посоревноваться, разве что Валерий Хмельнюк, мэр Черноморска (в прошлом Ильичевска).
— Когда был в 1994 году принят закон и объявлены первые выборы руководителей городов, люди мне сказали: «Давай», — вспоминает Виктор Литвищенко. – В советские годы я работал первым и вторым секретарем горкома партии, зампредом горисполкома. Был знаком с хозяйственной работой. Поэтому и согласился. На первых выборах нас было трое. Народ проголосовал за меня: я набрал более пятнадцати тысяч голосов. Второй кандидат, который в ту пору был руководителем города, — девять тысяч.
Горожане проголосовали бы за Литвищенко и в шестой раз. Но в 2006 году его не допустили к выборам. «Когда в стране правила банда Януковича, губернатором назначили Александра Вилкула, — вспоминает Виктор Иванович. – Я работал при десяти руководителях области, начиная с Павла Лазаренко. И со всеми складывались отношения. А с этим не получилось. Я сказал: «Вы ОПГ, вам власть нельзя давать, угробите страну и людей». И они не дали мне баллотироваться – упрятали в тюрьму. Девятнадцать месяцев я провел в СИЗО на Чичерина. Потом все обвинения лопнули, но время уже было потеряно».
Почему же горожане вновь и вновь выбирали Литвищенко? В чем секрет его успеха?
— Сейчас власть совсем не боится людей, — рассказывает мэр. – Она циничная, наглая, даже подлая. Люди боятся идти на прием. За весь 2016 год к руководству города пришли на прием около 250 человек. Ко мне в месяц приходили около 300 посетителей. Удалось и кое-что сделать. С 1994 года у меня было два девиза: «Власть для людей, а не люди для власти» и «Верну власть горожанам». На первом месте были вопросы социальной защиты, а уже потом – ремонт дорог, благоустройство, вывоз мусора, экология и прочее.
В Новомосковске довольно сложная демографическая ситуация. Из 71 тысячи жителей – 20 тысяч пенсионеров. Десять лет назад в городе было около 14 тысяч работающих, сейчас – вдвое меньше.
— Нам удавалось создавать рабочие места, — рассказывает Виктор Литвищенко. – Когда я пришел, в городе было около 300 частных предприятий. В 2010 году, когда отработал шестнадцать лет, у нас уже было за шесть тысяч ЧП. Рост более чем в двадцать раз! За каждым предпринимателем не просто магазин, мастерская, шиномонтажная, парикмахерская, завод или фабрика, за ним – десятки, а то и сотни рабочих мест.
С 2000 по 2010 год в Новомосковске ежегодно сдавали от 30 до 60 новых объектов (торговых комплексов, предприятий бытового обслуживания) и создавали от 700 до 1300 новых рабочих мест. Для небольшого города это много. Появились иностранные инвесторы. К примеру, в 2007 году заработал завод по переработке стеклобоя. В город со всей Украины вагонами свозили бывшую в употреблении стеклотару, которую перерабатывали в оконное стекло и бутылки.
Если десять лет назад в Новомосковске на одно рабочее место претендовали от 8 до 12 человек, то сейчас – 47.
ОПГ во главе города
По мнению Виктора Литвищенко, в последние годы у власти в Новомосковске укоренилась ОПГ.
— Это не организованная преступная группировка, — смеется он. — Это объединенная партийная группировка. Хотя между ними можно поставить знак равенства. Раньше все они были в Партии регионов, а потом рассредоточились в «Оппозиционном блоке», Блоке Петра Порошенко и партии «Відродження».
В 2015 году патриотические силы предложили Виктору Литвищенко вновь баллотироваться на пост городского головы Новомосковска. Он, как и на трех предыдущих выборах, зарегистрировался как самовыдвиженец. Хотя были предложения от различных политических сил.
— Сказал им: «Хотите выдвигать – выдвигайте», — вспоминает он. – Но регистрироваться буду самовыдвиженцем. Мэр города не может выдвигаться от какой-то политической силы. Он не должен зависеть от какого-либо партбюро.
Палки в колеса Виктору Литвищенко ставили и в 2015 году. Власть в стране поменялась, поэтому экс-регионалам было сложно вновь упрятать его под надуманным предлогом в СИЗО. Они искали другие возможности, чтобы не допустить Литвищенко к выборам.
— Меня не хотели регистрировать в городской избирательной комиссии, — рассказывает он. – Отказывали из-за запятой в пакете документов. Пришлось дважды обращаться в областной Административный суд. Когда меня наконец зарегистрировали, до голосования оставалось тринадцать суток. Месяц избирательной кампании я потерял. Половина из восьми кандидатов на мэрское кресло были выходцами из Партии регионов. Они шли от разных политических сил и самовыдвиженцами, но горожане знали, кто эти кандидаты на самом деле.
Несмотря на короткую избирательную кампанию и отсутствие рекламы в газетах и на телевидении, Виктор Литвищенко победил на выборах. 25 октября 2015 года за него проголосовали 22,67 процента избирателей. Второе место занял кандидат от «Оппоблока» Александр Барсук (21,5 процента).
— За 21 300 гривен я прошел эту избирательную кампанию и выиграл, — говорит Литвищенко. – А со стороны регионалов на выборы было потрачено около 18 миллионов гривен. Были и гречка, и мука, и подкупы избирателей.
Шилова получила число зверя
Городская избирательная комиссия огласила первые результаты в 4 утра 26 октября. Конечно же, оппоненты Литвищенко не могли согласиться с выбором людей.
— Барсук подал в суд заявление о пересчете голосов, — вспоминает Виктор Иванович. – Я тогда требовал пересчитать голоса на всех участках, а не выборочно. Но они решили сделать повторный пересчет только на четверти избирательных участков. Результаты везде совпали. Правда, у меня забрали один голос. На одном из бюллетеней напротив моей фамилии стояла надпись: «С Богом». Их бог не устраивал.
30 октября городская избирательная комиссия приняла решение о том, что на мэрских выборах в Новомосковске победил Литвищенко. Поскольку первый пересчет не помог регионалам, в бой вступила Виктория Шилова. Она подала в суд заявление о пересчете голосов на шести участках, на которых якобы должна была победить. Благодаря этой отъявленной сепаратистке регионалы сумели разыграть в Новомосковске хитрую комбинацию.
9 ноября в 18.30 областной Административный суд принял решение о пересчете голосов на шести избирательных участках в Новомосковске. Причем лидирующего на мэрских выборах кандидата об этом не оповестили. А на 10 ноября председателем горизбиркома Черненко была назначена установочная сессия Новомосковского городского совета.
— На пленарное заседание пришли человек триста горожан, — рассказывает Виктор Литвищенко. – Конечно, были избранные депутаты и я, который тогда ни о чем не догадывался. Председатель горизбиркома привел к присяге 36 депутатов. А потом объявил с трибуны о том, что городская избирательная комиссия получила решение областного Административного суда с требованием пересчитать голоса по выборам городского головы на шести участках. Мол, поэтому он не может огласить результаты мэрских выборов и привести к присяге Литвищенко. Это было подобно взрыву бомбы.
Победивший на выборах кандидат покинул сессионный зал, а депутаты в нарушение всех норм Закона «О местном самоуправлении» избрали руководящий состав Новомосковского горсовета – исполком, секретаря горсовета и заместителей городского головы. Не нарушая закон, они могли избрать только секретаря горсовета. Предложения по своим заместителям, количественному и персональному составу исполкома горсовета может вносить на рассмотрение исключительно мэр.
Позже городская избирательная комиссия выполнила решение суда и пересчитала голоса на шести участках. «Все опять сошлось, — говорит Виктор Литвищенко. — У Виктории Шиловой после пересчета оказалось 666 голосов. Она на всю оставшуюся жизнь получила от Новомосковска печать антихриста».
18 ноября 2015 года горизбирком вновь принял решение о победе Виктора Литвищенко на выборах на пост городского головы Новомосковска.
Сессии проходят на хлебокомбинате
Благодаря выборам по открытым партийным спискам в городской совет Новомосковска в 2015 году зашли люди из команды Вадима Нестеренко – жители Днепра, сел Новомосковского района, работники предприятий нардепа (агрофирм, хлебозаводов, «Дніпромлина» и прочих). К примеру, бывший регионал и нынешний секретарь горсовета Сергей Горошко (№1 в списке партии Блок Петра Порошенко) – житель Гвардейского.
Избранные депутаты создали коалицию на основе объединения «Оппоблока» (двенадцать человек) и БПП (шесть депутатов). К ним примкнули представители Партии зеленых и «Відродження». В оппозиции к так называемому большинству только трое депутатов от «Укропа».
После того как результаты выборов городского головы были официально утверждены, согласно статье 42 п.1 Закона «О местном самоуправлении» нужно было провести сессию, огласить результаты выборов и привести Виктора Литвищенко к присяге. Законно избранный мэр должен был вступить в свои полномочия.
Однако с 30 ноября 2015 года сессии Новомосковского горсовета не проходят в зале заседаний на 3-м этаже здания по ул. Гетьманской, 14.
— Зал заседаний переехал в помещение частного предприятия «Хлебозавод №11», которое принадлежит народному депутату Вадиму Нестеренко, — рассказывает Игорь Гуртовой, помощник народного депутата Валентина Дидыча. – Это бывший регионал, который организовывал «титушек» возле облгосадминистрации в январе 2014 года и обкрадывал фермеров.
В течение 2016 года Виктор Литвищенко, депутаты от «Укропа» и представители городской общественности подали более двух десятков исковых заявлений в суды различных инстанций, чтобы восстановить правовой порядок в Новомосковске. «В прошлом году мы прошли через 98 судебных заседаний, — рассказывает Виктор Иванович. – С начала этого года — 23 заседания».
25 апреля 2016 года Новомосковский межрайонный суд принял решение признать противоправными действия секретаря Новомосковского городского совета Сергея Горошко и обязать его собрать сессию городского совета, на которой зачитать решение городской избирательной комиссии относительно избрания городского головы. Прошло десять месяцев, но решение суда остается только на бумаге. В связи с невыполнением решения суда и нарушением Закона «О местном самоуправлении» Новомосковская полиция возбудила против Сергея Горошко несколько уголовных дел. Но воз и ныне там.
Сессии под надзором «титушек»
Для депутатов от партии «Укроп» Надежды Нечты, Елены Хорольской и Олега Сидорчука большая роскошь попасть на сессию Новомосковского горсовета. Вначале их вообще не приглашали на пленарные заседания, проводимые на хлебокомбинате, потом приглашали за десять минут до их начала. А в этом году стали применять силу.
28 февраля на предприятии Вадима Нестеренко проходила очередная 8-я сессия Новомосковского горсовета. Вместе с депутатами от «Укропа» на нее пришел Алексей Хорольский, член городской избирательной комиссии. Он хотел спросить секретаря горсовета о том, почему в течение 14 месяцев не оглашают итоги выборов мэра.
— Увидев его в зале, Сергей Горошко пришел в смятение, — рассказывает Игорь Гуртовой. – Вскоре объявили, что в зале находится взрывоопасный предмет. Всех попросили выйти в коридор. Депутатам Надежде Нечте и Елене Хорольской «титушки» заломали руки и вытолкали за пределы завода. Алексею Хорольскому нанесли серьезные травмы, что зафиксировано экспертизой.
Депутат Олег Сидорчук остался в зале и записал на видео, как «укроповцев» выдворяли с сессии. У него пытались отобрать телефон.
— Тех, кто выдворял нас из помещения хлебокомбината, уже два года ищет полиция за разгон мирного митинга возле облгосадминистрации 26 января 2014 года, — говорит Надежда Нечта. — Если приедете на сессию в Новомосковск, то всех «титушек» там увидите. Все их знают в лицо, но почему-то полиция найти не может.
Объединенная мегагромада – новый ход конем
Неделю назад – 16 марта на 8.30 в экстренном порядке созвали 9-ю внеочередную сессию Новомосковского горсовета. В этот день всех работников хлебокомбината №11 отпустили в отгул, а на предприятие свезли многочисленную охрану с днепровских предприятий Вадима Нестеренко – хлебокомбината №10 и «Дніпромлина».
Депутатов от «Укропа», законно избранного мэра Виктора Литвищенко и представителей общественности на сессию не пускали. «После этого горожане заблокировали все въезды на территорию завода, — рассказал Игорь Гуртовой. – Депутаты от «Оппоблока» и БПП приезжали на микроавтобусах. Чтобы попасть на сессию, они были вынуждены лезть через забор или протискиваться через дырки в нем».
Тем не менее, кворум собрался. Проигнорировав общественные слушания, депутаты поддержали решение по децентрализации. А именно – по созданию мегаобъединенной громады, в состав которой войдут Новомосковск и 21 сельсовет Новомосковского, Днепропетровского и Магдалиновского районов.
— Нестеренко хочет создать уездное княжество с крепостными, — считает Игорь Гуртовой. – Хочет сделать крепостными и жителей Новомосковска.
«Кусочек» действительно лакомый. Ведь на названных территориях неисчерпаемые богатства полезных ископаемых, в том числе коксующегося угля, газа и нефти. А земли там – самые плодородные в Украине.
На этот раз тоже не обошлось без мордобоя. Депутат от «Оппоблока» Владимир Финько ударил по голове общественницу — инвалида первой группы Любовь Мельник. Ее увезла «скорая». Депутаты от «Укропа» и общественники подали более 20 заявлений в полицию. Они касаются факта избиения инвалида депутатом и нарушения прав граждан директором хлебокомбината №11 Дмитрием Васильевым и секретарем горсовета Сергеем Горошко.
Спешку экс-регионалов по созданию объединенной громады, в состав которой войдет и Новомосковск, легко объяснить. Они любой ценой хотят не допустить Виктора Литвищенко к исполнению обязанностей городского головы. Ведь если во всех селах поддержат идею мегаобъединения, то через несколько месяцев будут новые местные выборы. На них уже будут избирать голову объединенной громады.
Еще весной прошлого года представители трех добровольческих батальонов предлагали помочь Литвищенко занять его законный кабинет и поставить там охрану с автоматами. «Беспредел на беспредел – это не мой пусть», — сказал он тогда. Возможно, на его порядочность и рассчитывала банда, захватившая власть в городе.
На днях вопрос по Новомосковску будет слушаться Конгрессе региональных громад Совета Европы. Неделю назад в Кабинет Министров пришел запрос с просьбой срочно подготовить все материалы по ситуации в городе. В Совете Европы рассмотрели письмо новомосковской общественности и шокированы тем, что решение суда не выполняется в течение десяти месяцев. Судя по всему, без помощи Европы не навести порядок в небольшом украинском городке с населением в 71 тысячу жителей. Пока же Новомосковск продолжает жить без головы…
Полина АКУЛЕНКО, фото Андрея БАТОЗСКОГО.