В прошедшую пятницу на финишную прямую вышла ожесточенная борьба за Антикоррупционного прокурора – конкурсная комиссия определилась с двумя кандидатами на эту должность. Она предложила к назначению на главную антикоррупционную должность государства Грищука и Холодницкого. Следует сказать, что конкурсная комиссия сделала довольно неожиданный ход, отказавшись рекомендовать тех, кандидатов, которые считались наиболее рейтинговыми и между которыми шла основная борьба. Речь идет о двух заместителях Генпрокурора – Говде и Касько. Первый считался креатурой Шокина, а второй поддерживался общественными организациями и западными партнерами Украины, прежде всего представителями ЕС и США.
В борьбе за должность Антикоррупционного прокурора, в противостоянии Говда-Касько отображалось то противостояние, которое на сегодня существует в политике и обществе Украины. Значительная часть общества и определенная часть политикума стремится практически закрепить завоевания Революции Достоинства, установить нормальные правила жизни. Взлетевшие же на вершину власти на гребне этой революции политические приспособленцы, объединившись с недобитыми (недолюстрированными и недопосаженными) регионалами и иной швалью, прикладывают все усилия для того, чтобы оставить все по-прежнему, внешне завуалировав его под «европейские стандарты». Для нынешних государственных поводырей (по С.Глузману – «Шариковых со знанием английского») настоящие демократия, прозрачность власти, противодействие коррупции – смертельно опасны. Ибо они и есть суть нынешней коррупции.
Отсюда и та схватка, которая имела место при формировании конкурсной комиссии по избранию Антикоррупционного прокурора. Дошло до того, что даже западные партнеры сочли нужным вмешаться в этот процесс, поскольку однобокость сформированного первичного ее состава была очевидной.
Итак, рекомендовав вместо ожидаемых Говды и Каська малоизвестных Грищука и Холодницкого, конкурсная комиссия сбила существующий в этом вопросе накал. Таким образом обстановка с назначением Антикоррупционного прокурора на этой стадии вроде бы разрядилась и у общества вроде бы нет уже оснований беспокоится по этому поводу.
На самом же деле не все так просто и однозначно. Можно ли полагать, что Шокин на последнем этапе отступил и пустил развитие ситуации на самотек – будет как будет, кого рекомендует конкурсная комиссия, с тех и состоится назначение? Перед тем как ответить на этот вопрос, нужно сделать одно важное уточнение. Когда мы говорим Шокин, то, безусловно, подразумеваем – Порошенка. Ибо всем мало-мальски думающим людям очевидно, что Шокин не является самостоятельной фигурой – он, образно говоря, «руки Порошенка». По информации, поступающей с различных источников, все более-менее значимые вопросы деятельности прокуратуры решаются не в ГПУ, а в главном кабинете на Банковой. Тот же заместитель Генпрокурора Касько в своем недавнем интервью прямо сказал, что если Генпрокурор будет столько времени проводить на Банковой, то ни о какой прокуратуре европейского типа в Украине говорить не придется еще долго.
Хорошо зная сущность нынешней власти, ее главные цели и методы их достижения, не стоит полагать, что она «умыла руки» от влияния на выбор кандидата на должность Антикоррупционного прокурора. Вовсе нет. Думается, что после фактической потери возможности «протащить» на эту должность Говду (поскольку это был бы вызов обществу и западным партнерам, от которых зависит финансовая и дипломатическая помощь Украине), был разыгран один из запасных вариантов. Ведь кроме основного кандидата на такую супер важную для власти должность, вне всякого сомнения, был еще целый ряд запасных.
Судя по тому, как «сработала» конкурсная комиссия (особенно представители в ней от Шокина и БПП) на последнем этапе своей деятельности, один из запасных кандидатов власти попал в «двойку» рекомендованных для назначения. То есть, нужная цель в принципе была достигнута.
Можно предположить, что свой выбор Шокин (мы говорим Шокин, подразумеваем….) остановит на Назаре Холодницком. На чем, спросите, зиждется такое предположение? На имеющейся информации и логическом анализе.
Прежде всего, ответим на вопрос, нужен ли погрязшей в коррупции нынешней власти на главной антикоррупционной должности человек, реально воевавший на Востоке страны, на себе испытавший головотяпство (очень мягко сказано!) военного и политического руководства, остро ощущающий несправедливость и готовый бороться с нею без страха и до конца? Не уверен, что Максиму Грищуку полностью присущи указанные черты. Но фактом является то, что в силу своего боевого опыта он по-другому воспринимает то, что творится во власти в Киеве. По большому счету, «киборги» априори опасны для нынешней власти на любых должностях, тем более, если в их руках убойное «антикоррупционное оружие». Именно поэтому шансы Грищука резко снижаются. Несмотря на то, что за него отдало свои голоса больше членов конкурсной комиссии, чем за Холодницкого.
Потом обратим внимание на биографию Холодницкого – она однозначно указывает на то, что прокурорская судьба к нему «благоволит». В 2014 году в неполные 30 лет с рядовой должности прокуратуры Киево-Святошинского района он «взлетает» на должность старшего помощника первого заместителя Генерального прокурора. При этом он работает на этой должности и в то время, когда первым заместителем Генпрокурора был скандально известный Николай Герасимюк. Помните: какое это было «золотое» время правления Генпрокуратурой приближенных к Порошенку Яремы и Даниленка?
В бытность Яремы Генпрокурором, а Даниленка – его заместителем по кадрам Назар Холодницкий становится первым заместителем прокурора АРК. Это произошло в конце декабря 2014 года, когда уже было ясно, что Яреме-Даниленку нужно «паковать чемоданы». Зная это, они стремились как можно лучше пристроить «своих» людей (что сейчас также делает их последователь Шокин). Как бы там ни было, в конце 2014 года Холодницкий попадает на указанную высокую должность.
Следует сказать, что после оккупации Крыма Россией прокуратура АРК – орган больше номинальный. Прокурор Крыма – по сути министр без портфеля, точнее прокурор региона без региона. Но для 30-летнего прокурорского работника пускай и формальное занятие должности первого заместителя прокурора АРК – это хорошая стартовая площадка для карьерного роста.
Кстати, прямым начальником Холодницкого – прокурором АРК значится Василий Синчук. Он был назначен на эту должность Яремой в августе прошлого года. Правда, не без казуса. Дело в том, что перед этим он буквально пару суток побыл на другой должности – прокурора Полтавской области. Поговаривают, что вопрос о своем трудоустройстве он решал с заместителем Генпрокурора Даниленком. Сначала «на кону» стояла Харьковская область, где Синчук длительное время был прокурором. Но в чем-то не сошлись. Того, чтобы «сойтись», хватило только на Полтавскую область. Но потом вдруг что-то резко изменилось. Видно, выше «сошлись» на ком-то другом. И Синчука, не успев назначить прокурором Полтавской области, снимают. Предложить ему какую-либо другую область на тот момент не было возможности (все уже было распределено согласно «прейскуранта») и, имея перед Синчуком «чисто моральные» обязательства, Ярема и Даниленко отдают ему почетную должность прокурора Крыма. Заверив при этом, что он «остается в их команде». Ярему сменил Шокин, а Синчук продолжает трудится прокурором АРК, имея своим первым заместителем Холодницкого. Теперь последний – кандидат № 1 на должность Антикоррупционного прокурора Украины. Если, конечно, все не переиграется в последний момент.
Кроме всей этой возни с формированием конкурсной комиссии и тасования кандидатов, в истории с назначением Антикоррупционного прокурора есть еще один негативный момент. Он состоит в том, что назначать на эту должность будет Шокин, который ну ни как в общественном сознании не ассоциируется с противодействием коррупции. Скорее наоборот, если, к примеру, исходить с того же дела «бриллиантовых прокуроров», интерес в котором действующего Генпрокурора становится все очевиднее. Да и вообще вся деятельность Шокина на должности Генпрокурора является какой-то невнятной. Хотя с другой стороны – четко прогнозируемой и совсем понятной, исходя из главной цели его назначения. Не понятно, правда, как при очевидных «результатах» своей деятельности и огромном негативе (в т.ч. международном) он продолжает быть Генпрокурором и определять на будущее стратегию противодействия коррупции в стране, по своему выбору назначая Антикоррупционного прокурора. Ведь еще из Библии известно, что каждый расставляет кадры «по своему образу и подобию». Так и хочется сказать: «Господи, да когда же это «подобие» в Украине прекратится»?