Рабская психология работодателей. До каких пор будет длиться 1917 год?

Настоящим шоком для меня было посещение конференции работодателей в Донецке (при участии Д. Фирташа) в ноябре 2013 года. Умные люди, грамотные, прекрасное образование, но… их переломали три оратора, которые вышли и выступили ни о чем, наплевав на зал. Кроме двух «ораторов», просивших заказы, профсоюзы в лучшем стиле КПСС отчитали доклад, демонстрируя, где они видели всех собравшихся. Де-факто победили профсоюзы, потому что полный зал работодателей не смог сделать с этим ничего. Представитель профсоюзов поставил галочку «выступил» (т. е. поработал), а руководители фирм, заводов и т. д. оказались использованными. И после этого мы говорим, что бизнес надо защищать? Как, если в нашей стране нет ни одного направления (идеологического) по защите бизнеса, а сам он защищаться тоже не привык? Когда я слышу: уменьшить количество проверяющих, всегда хочется спросить: «а документы правильно вести или хотя бы привести в порядок не пробовали?».

Работодателям проще дать взятку проверяющим, чем заставить своих работников качественно оформить какие-либо документы. Отсюда все и идет. На той самой конференции с Д. Фирташем, искренне было жаль всех, потому что люди, руководящие производствами, настолько привыкли быть мишенью в государстве. Они много говорили о сбыте. Прекрасно владели темами пошлин, рынков сбыта в Европе, особенностей реализации товаров, но о главной проблеме – ни слова. Хотя болит у всех. Что за проблема? А это когда какая-нибудь 17-летняя девочка или постарше одинокая мать устраивается на фирму (секретарем, например), набирает информацию, через три-четыре месяца увольняется, а потом годами подает иски, рассчитывая жить за счет этой фирмы, поймав ее на нарушениях в оформлении на работу или увольнении. Да, скорее работодатель допустит такие нарушения, потому что кроме этой секретарши, там еще такие же бухгалтер, трудовик и т.д. Но в большинстве случаев все контролирующие органы и суды начинают принимать незаконные решения в пользу работника просто потому, что принято считать, что «это народ», а «народ обижать нельзя». И этот цирк без конца.

Когда к нам обращались по поводу таких вот шантажирующих секретарш, мы давали совет: встречный иск быстро, и всю недополученную прибыль плюс моральный ущерб. Секретарши, верившие, что фирма – лох, начинали орать при слове о встречном иске прямо в судах, а судьи уходили на многочасовые перерывы, а потом переносили заседания. Т. е. не принято у нас считать нормой, что работодатель имеет право предъявить претензии к работнику. 1917 год: народ, ничего не умеющий, неквалифицированный, плохо работающий или не работающий вообще считается кормильцем, и все ему должны. Но стоп! Революции в 1917 в Украине не было. Это потом было насажено уже в СССР в качестве титульной идеологии. Прошел почти век! А работодатели все так же закрывают голову руками «только не бейте». Знаете почему «секретарши-одинокие матери» доят фирмы в судах по пять лет? А потому что адвокаты не хотят связываться с такими делами и советуют работодателям полумеры. Адвокаты уверены, что не выиграют, потому что истец – народ. И этот дурдом длится десятилетиями.

В нашем государстве нет моды, идеологии на «работать хорошо». Мне всегда было непонятно, куда делось капиталистическое, возникшее в период перестройки, «знания и умения – это то, что можно продать». Соответственно, если хочешь заработать больше, надо что-то такое уметь, что бы стоило дороже в денежном эквиваленте. И на слова «нам не повысили зарплату» у меня всегда вопрос: «а чему Вы научились, чтобы это стоило дороже?». За такую позицию нашу организацию в шутку прозвали «главные по борьбе с населением». Только вот население разное бывает. И пока в государстве поддерживаются профсоюзы с их советскими требованиями, пока законодательство кренит четко в сторону «пролетариат – кормилец», бизнес будет еле-еле выживать, а выход жить нормально останется все тот же – воровать, мошенничать, нарушать закон.

Я посмотрела нормативную базу по урегулированию трудовых споров. Психушкой отдает:

– «ПОЛОЖЕННЯ про порядок і строки розгляду роботодавцем або уповноваженою ним особою, організацією роботодавців, об’єднанням організацій роботодавців вимог найманих працівників, профспілки» (Національної служби посередництва і примирення), где написано, что о нерешенном коллективном трудовом споре информируют орган местного самоуправления и местный орган исполнительной власти. Ага, и тут все пошли работодателя доить. Какие к черту инвестиции при таком подходе? Но это не все.

– Закон Украины «Про порядок вирішення колективних трудових спорів (конфліктів)» тоже ориентирован на защиту «пролетариата», а кроме того Національна служба посередництва і примирення (http://www.nspp.gov.ua/) тоже может«прибощиться» к процессу. Почитайте. Вам плохо станет. И нигде! Нигде!!! нет посыла – «что ты умеешь, чтоб это продать?». Мне стыдно за партии. Они, там, кажется, на выборы собираются? Опять? Да, это плохо, если против народа. Но против какого именно народа? Левой идеологией (за пролетариат) убивается стимул к заработкам квалифицированной части населения. Все квалифицированные в этой ситуации – не люди.

Но и тут наше общество создало надстройку-паразита – с виду работодатель, выступающий посредником, который «помогает» оставлять без зарплат тех, кто работает. Я о такой чудесной вещи, как генподрядчик в заказе за средства госбюджета. Чем они занимаются? Кидками. И идеологию свою выработали: «А будете принимать меры по поводу того, что мы Вам не заплатили, вообще не заплатим». Ага, и в суд предлагают подавать. По реестру судебных решений в Донецкой области (с заходом аж во Львов) лидирует «Альтком» с большим отрывом. Но я не о фирме. Давайте разберемся: «Альтком» — работодатель? Если на него отработала куча фирм в виде субподрядчиков, которым он не заплатил, а сам получил деньги за эти работы из бюджета, кто защитит эти фирмы? Суд? О, так «Альтком» залюбки предлагает туда обращаться. Пример есть, не думайте, если надо приведу конкретные подряды, за которые есть долг. Но я не о подрядах. Кто тут работодатель? Кого надо защищать? Фирму, в которой своя техника и работники, которая выполнила заказ, а теперь сидит без оплаты, или генподрядчика, который в лице отдельных юристов, переквалифицировавшихся больше в психологов, тянут историю с долгами вечно? И на это нет градиции. А должна быть. Потому что генподрядчик должен осуществлять такой важный процесс как организация работ. То есть, он – управленец, хорошая управленческая деятельность стоит дорого. Но этот управленец контактирует с другими управленцами (субподрядчиками), которые организуют разные виды работ непосредственно. И доля генподрядчика тут не так уж велика. Кто-нибудь из работодателей пытался эту градацию как-то обозначить для того, чтобы управленческая деятельность генподрядчика четко нормировалась и эти услуги стоили именно столько, сколько они реально стоят? Ну потому что это и есть защита… нет, не народа, а настоящих специалистов, которые действительно работают. Да, во Львове приняли решение по подряду не в пользу «Альткома». Вы в Донецке такого решения добиться попробуйте. Это я к чему?

А к тому, что психология работодателя-раба ведет к тому, что он попадает в тиски со всех сторон: его прессуют работники, мало умеющие, но не понимающие связки «умения-денежный эквивалент», и те, кто предоставляют заказы, потому что посредническая деятельность «Государственный заказчик – Генподрядчик – управленец – Предприятие – исполнитель» у нас не урегулирована вообще. Нет, она есть, но существует в форме откатов и угроз не заплатить вообще, если подрядчик не откажется от части заработанного. Вот тут бы работающих позащищать! Но тут вилка — они же не «народ», а фирмы. А фирмы у нас кто? Правильно, враги народа. Хотя, сама философия «фирмы – враги работающего населения» предполагает, что идеалом для этого населения является образ жизни, при котором можно вообще не работать. Не украинский менталитет. Зачем длим это счастье? А ведь в итоге, процветают посредники и неквалифицированные работники- мошенники, а бизнес и квалифицированная рабочая сила остается на минимальной оплате, т е принцип «знания и умения можно продать, стоят они столько-то» не работает вообще.

При этом я не идеализирую иностранных инвесторов. Они тоже пользуются возможностями для кидка, причем законными. Один такой инвестор, открывая торговый центр в Донецке в 2006, был зол, разговаривали его представители с журналистами сквозь зубы. А, казалось бы, из-за чего? На стройке работали почти все подрядчики Донецка. И сделали инвестору гадость – успели в срок, обозначенный в договоре. Инвестор уже приготовился штрафы сумасшедшие снимать, которые шли за задержку сдачи объекта. А они успели. В итоге, презентация и открытие превратились в час ненависти, когда иностранный инвестор, если б мог, поубивал всех и вся. Но не мог. Но это честная конкуренция. Здоровая. Это нормально.

Что же касается психологического комфорта работодателя, то этот фактор в законодательстве вообще нигде не прописан. Я имею ввиду, что люди разные, и с одним человеком директор может работать, ему комфортно, а с другим – невозможно. И это важно. А Трудовой кодекс уравнивает это все до «все работники одинаковы». Ага, как же, одинаковы! Любой директор знает, каких трудов стоит уволить какого-то бесящего его работника, просто потому, что психологическая несовместимость не дает возможность этому директору работать вообще. Это право работодателя не надо закрепить? Ну тогда, погромы и революции под лозунгом «А что такого, нам надо больше денег!» не закончатся никогда. Стимулируем посредников-кидал, народ, вне зависимости от квалификации (знаний и умений), не даем права продавать-покупать большие знания и умения дороже, ни одного примера, почему в этой отрасли давно уже надо уметь это и это, а большинство ничего этого не знает и учиться не собирается. На выборы собрались? В очередной раз поднять волну низшего слоя общества, обещая ему, то «все будет и бесплатно»? Тогда новой ждать новой беды нашей стране.

Я не знаю, у кого из политиков хватит смелости поставить вопрос квалификации в работе во главу угла, но если этого не сделать сейчас, все деньги из Украины будут вымыты. И это реальность, потому что уже и в управленческих структурах государства в кресла уселось именно то, что качало права всегда «по трудовому праву», т е неквалифицированные люди. И это надо менять.

Наталья Кашкевич («Спілка будівельників Донбасу»), для ОРД