Бюджетная “коза” от правительства Украины

Вместо рабочего документа депутаты проголосовали за шаблон (“козу”) бюджета на 2015 год, который будет исправлен до 15 февраля 2015 года под диктовку МВФ. При этом депутаты так и не пошли на радикальные реформы, которые бы позволили резко сократить расходную часть бюджета и нарастить его доходную часть.

Новый 2015 год называют “годом козы” по китайскому зодиаку. Вот и депутаты украинского парламента вместо того, чтобы сразу принять рабочий документ, ранним утром 29 декабря проголосовали за “козу” (шаблон) бюджета. Такое решение они приняли под давлением президента Украины Петра Порошенко, который лично приезжал в Раду поговорить с фракцией, а также премьер-министра Арсения Яценюка, который обещал, что бюджет все равно будет пересмотрен до 15 февраля 2015 года. “Мы будем его корректировать. В зависимости от результатов переговоров с международными финансовыми организациями”, – сказал Яценюк.

8 января 2015 года в Украину возвращаются специалисты МВФ, чтобы принять решение об очередных траншах кредита до заседания совета директоров Фонда. По всей видимости, последние изменения в украинский бюджет на 2015 год будут внесены под диктовку МВФ.

Сами депутаты Рады даже не имели на руках проекта бюджета с правками – только законопроект №1000, который выносили в зал еще 23 декабря. Проект был полон пустых трат.

Доходная часть (475,2 млрд гривен) и расходная (527,2 млрд гривен) сильно раздуты, дефицит по итогам года может превзойти все ожидания. Например, Кабмин ожидает 17 млрд гривен поступлений от приватизации в новом году, но это просто фантастические планы. То же можно сказать и о росте налоговых поступлений.

“Бюджет не содержит реформистских позиций (сокращение доли госрасходов в ВВП, пенсионная реформа, сокращение госаппарата)”, – говорит экономист Павел Кухта, эксперт инициативы “Реанимационный проект реформ”.

Дефицит госбюджета на 2015 год — минус 3,7% ВВП (в 2014 году 4,6%). То есть в бюджете нет радикального сокращения расходов. Сегодня через бюджет перераспределяется около половины украинского ВВП. И в новом году ситуация вряд ли изменится.

Однако депутаты Верховной Рады Украины сделали несколько шагов, которые с натяжкой можно считать новаторскими.

Они внесли изменения в Налоговый кодекс (законопроект 1578), которые предполагают в том числе:

  • сокращение 22 видов налогов до 9 (главным образом за счет слияния);
  • малый и средний бизнес освобожден от проверок на два года;
  • выросла рента на добычу и транспортировку нефти, газа и других полезных ископаемых;
  • введен налог на недвижимость (квартиры от 60 кв.м, дома от 120 кв.м);
  • налог на лотереи составит 10% от оборота, а не от призового фонда, как было раньше.

Ввели временные пошлины на импортные товары в размере от 5% до 10% (1562) сроком на один год. Пошлины могут быть введены правительством только “после проведения консультаций с международными финансовыми организациями”.

Внесли изменения в Бюджетный кодекс (1557) – передали больше ресурсов и больше финансовой свободы местным общинам.

Приняли закон о трансфертном ценообразовании (1264/1), чтобы крупные корпорации не могли выводить прибыль, заработанную в Украине, в другие страны без уплаты налогов.

Упростили процедуру капитализации украинских банков (1564), в частности, для их иностранных акционеров. В 2015 году Украина планирует потратить 36 млрд гривен на капитализацию банков, еще 20 млрд гривен пойдет на поддержку Фонда гарантирования вкладов для выплат вкладчикам банков-банкротов (государство гарантирует возврат вкладов меньше 200 тыс. гривен.

Ограничили зарплаты работникам государственных учреждений и госкомпаний (1577) 10 минимальными зарплатами, то есть чиновник не сможет получать больше 12180 гривен в месяц. Однако эта норма не распространяется на участников антитеррористической операции на востоке Украины, на сотрудников Антикоррупционного бюро и сотрудников Национального агентства по вопросам борьбы с коррупцией. Также депутаты отменили крупную помощь при выходе на пенсию для прокуроров, сократили численность Генеральной прокуратуры с 20 тыс. до 15 тыс. сотрудников, численность милиции со 172 тыс. до 152 тыс. человек. При этом расходы на милицию, прокуратуру и армию не сокращены, а даже выросли до почти 90 млрд гривен.

Приняли решение о сокращении Единого социального взноса (ЕСВ, проект 1573) – отчислений с заработных плат в Пенсионный и обязательные страховые фонды. Сейчас он составляет около 41% от зарплаты и платится помимо налога на доходы физлиц в размере 15%. Такая нагрузка заставляет работодателей платить работникам официально только часть небольшую зарплаты, а остальное доплачивать наличными “в конвертах”. Ставки ЕСВ снизятся до 24,6% с января 2016 года, то есть только через год. Но в 2015 году ЕСВ будет снижен даже до 16,4% для тех работодателей, которые выполнят такие условия:

  • зарплатный фонд вырастет в 2,5 раза выше среднемесячного за 2014 год;
  • средняя зарплата по предприятию выросла минимум на 30% по сравнению с зарплатой в 2014 году;
  • средний платеж ЕСВ на человека составит не меньше 700 гривен;
  • средняя зарплата на предприятии составляет не меньше трех минимальных зарплат, то есть сейчас это не меньше 3654 гривны.

Эти решения не решат ключевых украинских проблем, но позволят отложить их решение. По-прежнему не работает должным образом система соцпомощи, хотя количество бедняков растет с каждым днем, не проведена пенсионная реформа, нет радикального сокращения чиновников. Яценюк хвастает ростом расходов на безопасность и оборону до 90 млрд гривен (около 17% всех бюджетных расходов), но уровень коррупции настолько высок, что вряд ли все эти деньги будут потрачены по назначению. Остается констатировать, что чиновники и депутаты все еще больше говорят о реформах, чем делают.

Источник : blogs.lb.ua