Пакетное голосование по Кабмину дало некоторую передышку ставленникам Игоря Коломойского. Арсений Яценюк застолбил за собой пост премьера еще на прошлой неделе. А в минувший вторник «Приват» буквально выгрыз для себя сохранение на должности главы Минюста Павла Петренко и руководителя МВД Арсена Авакова. Особую ценность для Коломойского представляет сохранение в главном карательном органе страны именно Авакова, под которого «заточены» практически все территориальные батальоны.
Однако если в силовом блоке связке Коломойский-Яценюк удалось сохранить определенный паритет с влиянием Порошенко, то в финансово-экономической сфере в среднесрочной перспективе «Приват» начинает проигрывать. Минфин и Минэкономики возглавили заезжие «варяги» – американка Наталия Яресько и литовец Айварас Абромавичус, которые подчиняться будут в первую очередь своему работодателю – Петру Порошенко. НБУ, вне зависимости от дальнейших перспектив Натальи Гонтаревой, в любом случае останется за Порошенко. А это значит, что «Приват» не будет получать рефинансирование под сомнительные активы, как это было при том же Степане Кубиве.
Все эти издержки для «Привата» приведут к одному из трех очевидных сценариев развития ситуации:
- возобновление активных боевых действий в Донбассе;
- рейдерским захватам промышленных активов конкурентов;
- прямому вооруженному противостоянию с президентом, вплоть до организации нового майдана.
Дети революции
Построенная бизнес-империя Игоря Коломойского работает только при экспансионистском захвате чужих активов. «Приват», с одной стороны, потерял все свое имущество в Крыму и части Донбасса, под арест также попали активы в России. А с другой, Коломойский недурственно заработал на продаже ГСМ практически государственной «Укртатнефти» в зоне АТО, получил практически под контроль Запорожскую и Одесскую области, блокировал или захватил одесский НПЗ, Вольногорский ГМК, главный актив Рената Ахметова Запорожсталь и массу предприятий помельче.
В этот же список стоит внести активное рефинсирование «ПриватБанка» от НБУ времен Степана Кубива, который выдавал миллиардные суммы частной структуре под дутые активы. По сути, первые территориальные батальоны, созданные командой Коломойского, финансировались не из личного кармана олигарха, а за счет государственного бюджета.
Теперь же ситуация у Коломойского достаточно напряженная. С легализацией исполнительной власти Порошенко и завершением активной фазы АТО, которая фоново закрывала любые рейдерские атаки, расширять «по беспределу» свое влияние стало сложнее. Определенные договоренности между Коломойским и Порошенко имеются, например, по тому же губернатору Одесской области Игорю Палице – креатуре Коломойского, который отказался от депутатского мандата, и остается «железно» руководителем ОГА.
Однако общие убытки «Привата» с осени текущего года становятся все более очевидными. Главный источник обогащения – государственный бюджет – для группы стал максимально урезан, даже не смотря на то, что Яценюк сумел сохранить свой пост.
Проблемным также становится и вопрос по финансированию террбатов, которые де-юре находятся под ведомством МВД. В том виде, в котором существуют добровольческие батальоны, функцию боевых частей, равно как и правоохранительных структур, они выполнять не могут. В зоне АТО функция террбатов сводилась исключительно к полицейско-надзорной – после захвата города или села подразделениями ВСУ, террбаты устанавливали в населенном пункте «зону украинского присутствия». Но когда активные боевые действия не ведутся, добровольческие батальоны, не имея армейской дисциплины, а также не подчиняясь единому командованию, превращаются в главный криминогенный источник в зоне АТО.
Вне зоны АТО террбаты превратились в такие себе выездные ансамбли «титушек» – они захватывают хозяйственные объекты с приблизительной аргументацией «для наведения порядка». Если раньше группа «Приват» обращалась к различным «спортивным структурам» для захвата того же рынка «Озерка», то теперь этими же функциями занимаются террбаты.
Но вот вопрос финансирования батальонов для Игоря Коломойского остается сейчас болезненным. Аваков не формирует госбюджет МВД, да и доходят деньги до совершенно неэффективных в патрульно-розыскной деятельности террбатов по остаточному принципу. А вот средства для поддержки таких формирований требуются немалые. Например, месячное содержание батальона в составе 300 человек (без бронетехники и автотранспорта) минимум обходится в 500-700 тыс. долл. Большая численность плюс наличие автотранспорта и бронетехники увеличивает эти цифры в разы.
Будущее за войной
Однако распускать террбаты группе «Приват» в условиях усиливающейся сомализации Украины, тоже нецелесообразно. И вопрос сегодня стоит не только в пользе террбатов, как эффективном инструменте давления на Порошенко. Страна усилиями предыдущего правительства Яценюка успешно достигла социально-экономического дна, и нет никаких оснований предполагать, что новое правительство под руководством все того же «камикадзе» Яценюка хоть что-то улучшит. Скорее, будет еще хуже, а это значит, что предпосылки нового майдана – только уже голодного, более чем вероятны.
В такой ситуации «Привату» важно:
а) иметь личную армию для защиты своих многочисленных активов и при случае, возглавить вектор будущих бунтов и
б) формировать информационную политику, которая позволит манипулировать возможными социальными протестами.
Со вторым пунктом команда Игоря Коломойского справляется пока что лучше всего. Информационные каналы группы «Приват» позиционируют Коломойского как «последнего защитника Украины», который чуть ли не в одиночку бросил вызов России и лично Путину. Примечательно также, что этому же подыгрывает и Москва, объявившая именно Игоря Коломойского в международный розыск (хотя этой «почетной участи» избежали Яценюк, Турчинов, Парубий и масса других политиков, которые непосредственно причастны к свержению Виктора Януковича).
Интересную картинку боевых действий в Донбассе также создают подвластные Коломойскому центральные СМИ, суть которых сводится к следующему:
- Донбасс все еще не сдан, благодаря созданным Игорем Коломойским добровольческим батальонам;
- все военные провалы лежат на совести военного руководства, которое назначается в Киеве;
- киевские власти идут на поводу у Москвы и готовы к сепаратному миру (пример – Минские договоренности), в то время как группа «Приват» намерена вести войну до победного конца.
Последним трендом информационной кампании «Привата» стала травля «прокурорских», в частности, Виталия Яремы, структуры которого сегодня в открытую воюют с бизнес-империей Коломойского.
В любом случае, у Порошенко в самое ближайшее будущее проблем с Днепром будет гораздо больше, чем с Донбассом и даже Кремлем. В Украине де-факто сложилась система двоевластия, которая информационно прикрывается общей угрозой войны «с восточным агрессором». И в Киеве просто боятся признаться сами себе, что южнее Кировограда существует еще одно ДНР – Днепропетровская Народная Республика имени Игоря Коломойского.
Источник : inpress.ua