Днепропетровщина стала «регионом предвыборных разборок».

Главная

Статьи

Особенности избирательного процесса
14.06.2012 12:45
    
Просмотров: 145
0 комментариев

Особенности избирательного процесса

Днепропетровщина стала «регионом предвыборных разборок».

Принятый 17 ноября 2011 года Закон Украины (ЗУ) «О выборах народных депутатов» все еще неформально остается в статусе законопроекта. ЦИК настойчиво просит нардепов исправить так называемые «технические ошибки», ведь документ «сыроват».

Уже сегодня Днепропетровщину можно назвать «регионом предвыборных разборок». В то время как, например, на Харьковщине электорату спокойно раздают прод­наборы, у нас предвыборная кампания проходит «по-взрослому». Задержание экс-депутата Днепропетровского горсовета Загида Краснова, дело экс-мэра Новомосковска Виктора Литвищенко, обыск в квартире нардепа от БЮТ Михаила Соколова и иные ЧП возносят политборьбу на другой, «качественно» новый уровень.

«Одной из наибольших проблем будущих выборов будет использование админресурса для исключения возможности участия в выборах тех или иных кандидатов. Я имею в виду роль СБУ, МВД в возбуждении уголовных дел против кандидатов. На мой взгляд, этих технологий мы не увидим на центральном уровне, потому что украинской власти сегодня необходимо сохранить лицо перед коллегами из Европейского Союза», – рассуждает о проблемах будущих выборов член наблюдательного совета Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

Другими словами, возможность 50%-ного баллотирования по территориальным округам выгодно власть имущим: перипетии с преследованием оппозиционеров на местах вряд ли будут освещены центральными всеукраинскими СМИ.

Понятие «админресурс», на самом деле, не ограничивается использованием представителями власти силовых структур. Это и активное использование бюджетных средств. Практически все кандидаты в народные депутаты от ПР на сегодняшний день устроены на «рыбных» местах, где есть влияние и доступ к бюджету. Прекрасные, убеждающие физиономии, поздравляющие на внешней (уличной) рекламе с праздниками, встречи с электоратом, организуемые в рабочее время, будут активно использоваться чиновниками-кандидатами для повышения своих рейтингов. Не исключено, что в день выборов админресурс будет использован для фальсификаций.

СПРАВКА

Согласно закону, выборы народных депутатов Украины 28 октября 2012 года будут проводиться по смешанной избирательной системе: 225 депутатов будут избираться по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах, 225 – по пропорциональной системе с закрытыми списками кандидатов в депутаты от партий в едином общегосударственном избирательном округе. Причем, право на участие в распределении депутатских мандатов получат только те партии, которые преодолеют 5% барьер. Самовыдвижение будет допускаться только в одномандатных избирательных округах. Избирательные блоки не имеют права выдвигать кандидатов.

Все новое –  немного переделанное  старое

По мнению экспертов, новый закон о выборах, предусматривающий «смешанную систему», возвращает избирательное законодательство страны в 2002 год. «2012 год вроде новый, но нового ничего нет, и кажется, что исторически Украина вернулась на 10 лет назад, и мы в 2002 году», – размышляет зампредседателя ЦИК Андрей Магера.

Впрочем, говорить о том, что новый закон точно такой же, как и в 2002 г., все-таки не правильно. По словам Днепропетровского регионального координатора коалиции избирательных инициатив ДОИИН (по-украински «ДЗВІН») Ивана Маркевича, появились новшества в организации процесса выборов, например, печать бюллетеней в разных типографиях. «Как это будет контролироваться? Кто там будет присутствовать, и смогут ли они обеспечить необходимые степени защиты?» – вопросы, которые сегодня больше всего волнуют эксперта. Маркевич не исключает появления подпольных типографий, с помощью которых будет осуществляться технология «печенье»: «Когда печатают фальшивые пачки фальшивых бюллетеней и вкидывают, сколько надо, за нужного кандидата».

Еще одной новацией является возможность временного изменения места голосования избирателя на период проведения выборов. Иван Маркевич считает, что это дает одному голосующему возможность повторного голосования за одного и того же кандидата. «Должна быть введена в закон такая норма, которая даст возможность людям голосовать только в одном месте», – говорит он.

Кроме того, новый закон более жесткий. Например, дает возможность удалять наблюдателей и досрочно прекращать полномочия членов окружных или участковых избирательных комиссий. «Такие нормы представляют угрозу для проведения демократических выборов, потому что возможны ситуации, когда решение комиссии будет обуславливаться политическим или финансовым заказом кандидатов», – говорит координатор ДОИИН.

Но никакие новшества, приписанные к старому закону, все же не решили проблемы прозрачности, поэтому новый закон здесь продолжает сохранять давнюю украинскую традицию. Во-первых, стало сложнее проверять списки избирателей, так как данные о каждом гражданине Украины теперь защищены Законом Украины «О защите персональных данных», проблематичным остается и отслеживание расходов избирательных комиссий.

То, что новый закон о выборах необъективен, считает и народный депутат Андрей Шевченко: «Есть все основания говорить, что закон писался с одной простой целью – гарантировать преимущество для одной политической силы. Мы, конечно, говорим про Партию регионов».

Это еще не все

Представители ЦИК уже успели найти в «сыроватом» законе ряд технических ошибок, например, отсутствие нормы указания в бюллетене фамилии кандидата, в то время как публикация остальных личных данных учтена.

Недовольна документом и Лаборатория законодательных инициатив. Директор правовых программ Лаборатории Денис Ковриженко говорит, что в целом законопроект 9265-д вряд ли может считаться шагом вперед в направлении усовершенствования украинского избирательного законодательства и создания предпосылок для его дальнейшей кодификации. «Тип избирательной системы, по которой будет формироваться состав будущего парламента, пробелы в регулировании выборов на местах, составлении и уточнении списков избирателей, организации голосования, подсчета голосов и установления результатов выборов все еще ??оставляют возможности для зло­употреблений и могут не способствовать проведению выборов 2012 года в соответствии с демократическими стандартами», говорит Денис Ковриженко.

Впрочем, неужели в этом документе нет ничего положительного? Тот же нардеп Шевченко, безусловно, видит и плюсы. «К плюсам можно отнести то, что в нем почищена процедура (выборов – авт.). Я думаю, что мы можем говорить, что возможностей для фальсификаций стало меньше, но при этом говорить о том, что всех этих возможностей не лишились, как минимум, наивно. Даже с идеальным законом в руках власть может вытворять все, что угодно», – считает политик.

Послесловие

Каким бы запутанным ни был избирательный закон, все мы должны понять, что он – «рычаг» для управления выборами. Наивно полагать, что он будет соблюдаться в полной мере.

Ответственность за будущее страны лежит и на всех нас. Основной панацеей от фальсификации может стать несколько вещей – высокая явка избирателей и сильные, принципиальные составы избирательных комиссий.

И к каким бы партиям мы ни принадлежали, как бы ни относились к данному закону, нас должно объединять только одно – желание изменения страны к лучшему.

Публикуется в рамках проекта «Прозрачность работы избирательных комиссий в Днепропетровской области». Проект осуществлен при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине.

Публікується в рамках проекту «Прозорість роботи виборчих комісій у Дніпропетровській області». Проект здійснено за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні.

Автор: Евгений Иванов
Источник: litsa.com.ua
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter