Сын комиссара «выстрелил» секретными фактами (ФОТО)

Жительница Краматорска Татьяна Редченко, разбирая семейные архивы, нашла две объёмные общие тетради, исписанные каллиграфическим почерком отца. Это оказались свидетельства активного участника строительства социалистического общества в предвоенные и послевоенные годы — сына комиссара, пролившего кровь в гражданскую войну ради победы пролетариата. Человек, разочаровавшийся в коммунистической идеологии в годы её торжества на просторах Союза, изложил в советское время факты, обнародование которых грозило ему уголовным преследованием по политическим мотивам.

Разбомблённая история

— Мой папа, Иван Евлампиевич Троян, не афишировал домашним, о чём писал целых восемь лет. Разве что иногда, под настроение, рассказывал о пережитом в детстве, юности. Было страшно настолько, что во что-то даже не верилось. Особенно — в повествование о голоде в Украине в 32-33 годах, — делится Редченко. — Он тогда взрослым был — учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. Это его и спасло от смерти.

Я взглянул на титульный лист. С хорошо сохранившегося снимка на меня смотрел автор — одетый в серую шинель молодой человек в будёновке. Надпись ниже гласила: «1934-й год. Курсант 1-го полка Московской пролетарской стрелковой дивизии». Вверху чётко выведено: «О прошлом для будущего. Внукам и правнукам посвящаю». Указаны и годы создания рукописного труда: «Май 1977 — март 1986».

— Дедушка, Евлампий Андреевич, был первым краснолиманским комиссаром — главой ревкома в 20-х годах, — продолжает Татьяна Ивановна. — Его сын, мой папа, перенёс тяготы гражданской войны, голод, стал очевидцем сталинских репрессий. Как офицер войск путей сообщения, воевал, был ранен в боях за Донбасс, попал в плен к фашистам. До весны 45-го мучился в лагерях смерти в Германии, чудом бежал из расстрельной колонны. Об этом и написал. Причём никому свой труд не показывал, зная, что в 80-е годы за такие мысли могли посадить в тюрьму. Перед смертью в 1998-м, папа, чего-то опасаясь, решил сжечь рукопись. Но я отсоветовала. И он куда-то её спрятал. Лишь недавно я обнаружила эти тетради…

Эту рукопись я показал директору музея Красного Лимана Татьяне Иваненко. По её словам, в городе нет документально подтверждённого отрезка истории с первых лет ХХ века до 43-го года. Все бумаги и снимки того времени исчезли. Последний эшелон, отходящий вглубь территории Союза в июне 41-го, подвергся налёту фашистской авиации. Под разрывами бомб погибли работники исполкома и горкома партии. Пламя уничтожило хронологию города и района, аккуратно сшитую в тысячи архивных папок.

Но история Донбасса сохранилась в разрозненном виде. В послевоенные годы краеведы восстановили всё, что творилось в регионе вплоть до 40-х годов. Но в хрониках нет данных о первом лидере ревкома Трояне.

— Дело в том, что в 36-м дед был репрессирован, — пояснила Татьяна Ивановна. — Как было в те годы? Объявили врагом народа — и нет человека…

Татьяна Редченко с уникальной рукописью.

Татьяна Редченко с уникальной рукописью.

И всё же в семейном фотоальбоме одного из старожилов сохранился столетний групповой снимок, сделанный весной 1913 года. На плотном картоне чётко видны лица работников депо ст. Шухтаново (ныне — Красный Лиман). Ближе к центру сидит, улыбаясь, механик Евлампий Андреевич, переведённый сюда из Бахмута (сейчас — Артёмовск). Через пять лет он станет «товарищем»: наденет кожаную тужурку, накинет на плечо ремень с кобурой маузера. И с жаром возьмётся претворять в жизнь идеи большевизма.

Религия и идеология

«Мысль написать для потомков автобиографию родилась уже в 70-летнем возрасте, — делится автор в предисловии. — Моя жизнь была разнообразной: трудной и интересной. Я решил передать «непричёсанную» правду о минувшем, понимая, что судьбоносное для страны прошлое не станет безразличным для будущего. Правду по-разному толковать нельзя: она — сурова, прямолинейна и всем одинаково понятна».

Родился автор 30 марта 1907 года в посёлке Ступки — на окраине Бахмута. В 16 лет его отец, оставив сельский труд, стал рабочим по ремонту железнодорожных путей. Когда выучился грамоте, сделался кочегаром, а в 1912-м — квалифицированным паровозным машинистом с окладом в 100 рублей.

«Базары в воскресные дни в Бахмуте были огромными. Мама говорила, что продавцов — в разы больше, чем покупателей. Торговцы уговаривали купить хоть что-нибудь, им были нужны деньги. Промтовары стоили дорого: за хороший костюм надо было отдать стоимость коровы (25 руб.), а за сапоги — как за воз арбузов (3 руб.). А вот продукты — молоко, мясо, жиры, овощи и фрукты продавали за бесценок… Я не вижу в нынешнем Артёмовске ни общительных простодушных людей, ни былых нравов, ни того изобилия, которое было в Бахмуте, ни той свежести воздуха. Все сидят в обставленных мебелью квартирах, смотрят телевизоры. Никому ничего не нужно, — пишет Иван Евлампиевич. — Людей дореволюционной России облагораживала религия. В Библии говорится, что человек человеку — брат, что нельзя творить зла ближнему… Только в зрелом возрасте я понял — лгут коммунисты, что религия — зло. Это коммунистическая идеология сделала людей чёрствыми, нечестными и корыстными».

Когда он спросил отца: «Зачем ты участвовал в революции, ведь жизнь была нормальной?», тот смущённо ответил: «В 1917-м я был ещё молодым, меня увлекла жажда перемен. Это теперь я понимаю, что Ленин не во всём был прав. Но если б я мог знать, что партия переродится под Сталина, я не стал бы большевиком».

Евлампий Троян - первый краснолиманский комиссар.

Евлампий Троян — первый краснолиманский комиссар.

«Железнодорожники в Лимане жили по-разному: у одних — хорошие квартиры, у других — удобные дома, у а третьих… хибарки. Спустя столько десятилетий вижу то же самое: люди трудолюбивые живут достойно, а ленивые — прозябают, — отмечает Троян. — И ещё: в Лимане было два жандарма, и их уважали. Преступности почти не было. Ныне в городе и милиция, и отдел КГБ, и дружинники. Неужели развелось столько нечисти?»

Новая элита жировала в голодную пору

В 20-е годы город раздирал голод, холод, разруха. Бедствия и безвластие обозлили людей, они стали бояться и ненавидеть друг друга. Ревком, возглавляемый отцом Ивана, издавал один строгий приказ за другим, но никто их не исполнял.

«Жили мы, его дети, в голоде и холоде. Мама умерла от болезни, а отец жил для революции. Редко вечером он приходил к нам и приносил угощения: сухарик, варёную картофелину, немного густой каши, кусочек сахару, — описывает Троян. — После коллективизации села прошли десятки лет, свидетелей тех страшных дней уже не осталось. Нынешние деятели партии обманывают новые поколения — дескать, люди сами создавали колхозы. Ложь! Добровольно не пошла бы и десятая доля крестьян. В сёлах отнимали у крестьян скот, свозили их в наспех организованные колхозные дворы. Люди, спасая добро, массово истребляли живность, прятали зерно. Власти называли их «врагами народа» и тысячами без суда и следствия увозили в Сибирь, где они гибли от голода и холода».

Осенью 31-го, когда Иван учился в МИИТ, к нему подошёл однокурсник — бывший начальник отдела МГБ в одном из сибирских городков. И предложил пропуск на вечер в клуб ГПУ (Троян помогал ему по учёбе, и тот решил отблагодарить).

«Я увидел там столы, ломящиеся от деликатесов: новая элита бесплатно питалась, а в стране был жуткий голод. Затем они разъехались на иномарках по домам… А я на каникулах видел в Красном Лимане полуживых людей, сидящих на солнышке у хат. Мутные их глаза смотрели на меня зло, полагая, что я — очередной стервятник из района, рыскающий в поисках зерна и картошки на продналог. После этого я из убеждённого молодого коммуниста переродился в антикоммуниста, и им являюсь уже полвека, — признаётся Троян. — Мне тяжело на склоне лет говорить такую правду, но я всегда был уверен: лгать — большой грех перед собою и людьми. Я утверждаю, что такой коммунизм, который строили в Советском Союзе, человечеству противопоказан».

Иван Троян уверяет, что его отец, умерший в 1959-м в возрасте 76 лет от сердечной недостаточности, незадолго до смерти сделал неожиданное признание. Мол, сожалеет, что не послушал в 1917 году тестя, советовавшего: «Не лезь в революцию, ибо она принесёт не свободу и счастье, а горе и разочарование».

«Со слезами на глазах отец говорил, что ни ему лично, ни народу революция не дала и доли того, что за неё пришлось заплатить, — вспоминал сын комиссара. — И я с ним согласен».

«Стреляющая» правда

«Рукопись не просто интересна реалистичностью, она — боль, крик души человеческой, — заявил «Донбассу» краматорский краевед Владимир Коцаренко. — Она безжалостно «стреляет» из глубины лет. За лакированной историей минувших десятилетий кроются муки миллионов людей, беззаветно поверивших правящей идеологии. Повествование особенно актуально в наши неспокойные дни. Эту правду нужно знать всем, чтобы избежать трагических ошибок. Революции, под каким бы благим предлогом они ни начинались, несут смерть и разочарования».
Сергей Маринцев.

Источник : donbass.ua

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
  • Oleksandr Kryvenko

    Вітаю автора статті добродія Сергія та усіх, причетних до виходу її в світ. Дякую вам, друзі! Ця історія є унікальним свідченням злочинів комуно-большевицького режиму проти людяності та має бути доказом у давно затребуваному здоровою частиною суспільства судовому процесі, який має покласти край існуванню комуністичної партії та її ідеології на теренах України. З повагою, Олександр Кривенко, незалежний юрист, журналіст, блоггер, м.Київ.

  • Oleksa Stasevych

    Гарна стаття! От тільки з останнім твердженням не погоджуюсь до кінця. Є різниця у революціях — це у чому революціонувати, змінюватись. Революція гідности та революція класів — різні поняття, та й Лютнева революція у Росії, яку потім комуністи назвали «буржуазною» дала свободу Росії (на 9 місяців) та Україні (на 3 роки).

  • Мария Маруся

    Я долгое время находила отговорки, но однажды мне сказали: твоя работа требует членства в компартии, или ты вступаешь в партию или лишаешься работы. «Вечно, ты куда-то вступишь»-так сказала Сара своему мужу Исааку в анекдоте. Так и я — вступила… там я узнала ,что такое проституция политическая и душевная, атеизм и лицемерие… Через год компартия треснула, как мыльный пузырь, но остатки от пузыря ещё летят на наши головы.
    Революция необходима в наших головах, чтоб глотнуть свежего воздуха и больше никогда не дышать коммунистическим зловоньем!!!