МЕТРОСТРОЕВЦЫ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ И ВЫШЛИ С ПРОТЕСТОМ ПОД СТЕНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОГА

Рабочие государственного предприятия требовали элементарного – выплатить им четырехмесячный долг по заработной плате.Напомним, что метростроевцы не видели денег с прошлого года. Последнюю зарплату они получили в ноябре-2012. После – ни копейки. Счета ПАО «Днепрометрострой», 100% акций которого владеет государство, заблокированы. Причина? Неуплата налогов и отсутствие отчислений в Пенсионный фонд. Государство мало того, что не платит зарплаты, но и заранее забирает обратно еще не выделенные средства.

Вместо зарплаты – протокол

В распоряжении Кабмина от 25.06.12 «Об утверждении проекта строительства и титула строения первой очереди метрополитена» для продолжения строительства в 2013 году было предусмотрено финансирование из госбюджета в размере 75,833 миллиона гривен. Но когда бюджет формировался, в капитальные затраты строительство днепропетровского метрополитена не внесли. Ошиблись? Забыли?

Есть и еще нюансы. В соответствии с распоряжением Кабмина от 21.03.12 «Некоторые вопросы использования в 2012 году государственных капитальных затрат» на строительство метро было предусмотрено 50 млн. При этом работ было выполнено на 49 с половиной миллионов, а профинансировано… всего 27 миллионов 661 тысяча. Так появилась задолженность в 22 миллиона.

Сегодня метростроевцы ежедневно откачивают из-под земли около 360 кубов воды, спасая город от техногенной катастрофы. Тоннель пересекают многочисленные подземные реки, и если воду не откачивать, она всего за трое суток заполнит горные выработки и вырвется наружу.

Понимая свою ответственность, проходчики никогда не устраивали длительных забастовок. Акция протеста, состоявшаяся 27 марта, первая на моей памяти, когда бастующие проходчики ушли дальше чем на 15 метров от своего строительного участка. Но люди устали ждать, им нечем кормить семьи.

Заявок на проведение акции протеста метростроевцы не подавали, понимая: заикнись они о митинге, их бы на шаг не пустили дальше стройучастка. Кстати, на данный момент с проходчиками не заключен договор не только на выполнение строительных работ, но и на откачку воды. Так что с формальной точки зрения бастовать они могут.

Буквально через минуту к митингующим прибыла милиция во главе с замначальника Горуправления Владимиром Седлецким. Одного из организаторов акции заставили подписать протокол об админнарушении. И пригрозили: мол, если за этой акцией последует еще одна, просто протоколом он не ограничится. Вот так оно у нас: хочешь зарплату – получай админштраф! Еще нескольких организаторов акции в панике повыскакивавшие из своих кабинетов чиновники уговаривали увести людей.

– Они ссылались на то, что на улице… холодно и люди могут замерзнуть. Заботливые какие нашлись! – рассказывают метростроевцы. – Говорили, что если мы уведем людей, то все у нас будет хорошо.

В начале марта метростроевцам власть пообещала открыть кредитную линию в Сбербанке и уже с 18 марта начать выдавать людям зарплату за три месяца.

– Проценты обещали на нас не вешать, – вспоминают проходчики. – Ведь там аж по 24,5% давали кредит. А потом, когда все бумаги уже были оформлены, насколько нам известно, вроде бы ОГА отказалась давать гарантии по выплате этих кредитов. Так мы и остались ни с чем. Хотя сейчас обсуждается вопрос открытия кредитной линии в «Рада Банке». Под 50%!

Что дальше?

В ОГА митингующим проходчикам объяснили, что проблему они решают и чуть ли не ежедневно пишут в Киев с просьбой предусмотреть при внесении изменений в бюджет страны деньги в сумме 75 млн. 833 тыс. на строительство метрополитена и погашение задолженности 2012 года. А по словам советника губернатора Виктора Сергеева, сейчас решается вопрос о переводе ПАО из государственной в коммунальную собственность.

– Сейчас есть решение Кабмина о выделении миллиарда гривен для погашения кредиторской задолженности по объектам прошлого года, среди которых значится и метрострой. Думаем, что через 3-4 недели эти деньги придут в Днепропетровск, – заявил Сергеев. – Что же касается зарплат в 2013 году, то в госбюджете предусмотрено 72 миллиона. Правда, их еще нужно перепрофилировать на работы предприятия. Сейчас мы этим вопросом занимаемся.

– Нам в день акции в ОГА сообщили, что буквально сегодня Азаров должен подписать все необходимые бумаги и деньги должны уже идти к нам. Но когда мы на следующий день позвонили в департамент строительства ОГА, там опять ничего вразумительного не ответили. Подписали в Киеве распоряжение о выделении денег или нет, так и не известно, – сокрушаются проходчики.

Обещания давать – все мастера. Особенно когда нужно убрать протестующий люд от входа в главное административное здание области.

– У нас с конца 90-го года за предприятием тянется шлейф кредиторских задолженностей – несвоевременная оплата налогов и прочее. Так вот, когда 21 с лишним миллион за прошлый год наконец-то придет, в первую очередь будут гасить эту задолженность перед государством – почти 10 миллионов. А мы просим, чтобы эту задолженность государственному предприятию простили, ведь за эти деньги можно было бы новую технику купить, – рассуждают рабочие, думая не только о себе, но и о предприятии. – И непонятно, почему у метростроевцев подоходный налог – аж 15%, а у шахтеров – 10%. Чем мы хуже шахтеров? Или у нас работа более легкая? Мы по этому вопросу к будущим депутатам обращались, все без толку…

Метростроители очень надеются, что в конце лета 2013 года их не вышвырнут на улицу как отработанный материал. Известно, что в конце прошлого года руководство города поручило дирекции ПАО уволить большую часть коллектива, оставив столько проходчиков, сколько необходимо для откачки воды.

Все дело в кредите ЕБРР на строительство метрополитена. Летом по процедуре Европейского Банка будет проведен тендер по определению генподрядчика строительства. Заявок из нескольких стран – более десятка, но победу в конкурсе уже сегодня предсказывают донецкой фирме. А у ПАО «Днепрометрострой» есть надежда попасть в субподряд. Ибо использование высокоэффективных технологий с применением проходческого щита для Днепропетровска проблематично, у нас не обойдешься без взрывных работ. Вот тут-то и понадобятся работяги, проведшие в этих тоннелях десятилетия в надежде на нормальное финансирование и нормальную зарплату.

Ольга Юдина

Газета ГОРОЖАНИН