Феодалы Днепропетровщины

Регион является базовым для всех трех крупнейших украинских ФПГ – СКМ Ахметова, группы «Приват» во главе с Коломойским и East One Group Пинчука

Днепр – общепризнанная кузница кадров для всей страны. Именно из этого города вышли на общенациональный уровень и Леонид Кучма, и Павел Лазаренко, и Юлия Тимошенко, и Александр Турчинов, и Сергей Тигипко, и многие другие масштабом поменьше. Их косвенное влияние в родном регионе ощущается до сих пор. Впрочем, ключевая битва за политические, управленческие и бизнесовые ресурсы Днепропетровщины здесь многие годы разворачивается между местной бизнес-империей «Приват» и пришлыми из соседнего Донецка структурами самого богатого олигарха Украины Рината Ахметова. Время от времени в это глобальное противостояние пытаются вклиниться «третьи силы», но за последние четыре года многоликая «приватовская» команда стала абсолютно доминировать, не собираясь больше никому сдавать свои завоеванные позиции.

 

Игорь Коломойский

По сути, в марте 2014-го назначением главой Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского было легализировано кулуарное могущество группы «Приват», чей ферросплавный бизнес мирового значения основан именно на находящихся в этой области Марганецком и Покровском (бывшем Орджоникидзевском) ГОКах, добывающих марганцевую руду и поставляющих ее на «приватовские» заводы ферросплавов, в том числе и местный Никопольский.

Губернатор-олигарх вместе со своими замами Геннадием Корбаном, Борисом Филатовым, Святославом Олийныком и прочими давними соратниками быстро ликвидировали в регионе сепаратистскую угрозу и подмяли под себя в родной области практически все, что шевелится. Особо показательными стали парламентские перевыборы-2014, на которых из 17-ти мажоритарных округов Днепропетровщины в семи триумфовали прямые креатуры Коломойского, а еще несколько победителей также во многом были обязаны поддержкой со стороны тогдашнего главы ОГА.

Впоследствии олигарх вошел в жесткий клинч с президентом Петром Порошенко, закончившийся его отставкой с губернаторства. Однако влияние Коломойского сохранилось и при новом руководителе области, ставленнике экс-главы АП Бориса Ложкина – Валентине Резниченко. Например, долгое время оставался вице-губернатором тот же Олийнык, после местных выборов-2015 перебравшийся в Днепропетровский облсовет под флагами партии «Возрождение», где стал блюсти интересы своего шефа в кресле первого зама областного спикера. Да и теперь в команде Резниченко остаются многие, кто работал под началом Коломойского. Тот же первый замглавы ОГА Олег Кужман во время «приватовского» губернаторства был директором департамента экономического развития облгосадминистрации, а нынешняя руководитель аппарата ОГА Айна Тымчук – замглавы того же аппарата.

Конец доминирования ахметовцев в регионе ознаменовала победа над вечной креатурой Ахметова Александром Вилкулом на выборах мэра Днепра «укроповца» Филатова, который возглавлял списки партии Коломойского и в Днепровский горсовет, и в облсовет. Несколько месяцев Филатову понадобилось, чтобы сколотить промэрское большинство, расколов вилкуловскую фракцию «Оппоблока», в чем ему, кстати, немало помог губернатор Резниченко. Теперь же у мэра – полный контроль и даже свой «укроповский» секретарь горсовета Александр Санжара.

Конечно, постоянно идут разговоры о том, что Филатов, мол, уже отдалился от Коломойского и даже якобы навострил лыжи в команду его оппонента Порошенко. Хотя все «приватовцы», включая и самого их лидера вместе с бизнес-партнерами Геннадием Боголюбовым и Алексеем Мартыновым, и Филатова с Корбаном, и прочих днепровских бизнесменов и чиновников, занимающих уровни пониже в «приватовской» пирамиде, спутаны между собой такими крепкими узами, разорвать которые еще никому ранее не удавалось, несмотря на все старания.        

Андрей Павелко

В условиях перманентного конфликта Коломойского с Банковой и резкого ослабления в Днепре и области Ахметова на авансцену вышел новый серый кардинал региона, входящий в ближайшее окружение Порошенко. Речь идет о нардепе от БПП Андрее Павелко, который одновременно представлен в трех ипостасях – как глава самого «жирного» в парламенте бюджетного комитета, президент Федерации футбола Украины и в качестве руководителя областной партячейки президентской партии. Такой высокий статус позволяет Павелко иметь ключевое влияние на все принимаемые в ОГА решения, но для пущего контроля над губернатором Резниченко к нему замом был представлен давний финансовый подручный Павелко – Дмитрий Батура.

Еще один давний соратник этого днепровского политика Глеб Прыгунов, также занимавший при Резниченко в конце 2015-го некоторое время вице-губернаторскую должность, нынче вообще возглавляет Днепропетровский облсовет. Как раз с Прыгуновым Павелко развивал местную ячейку «Фронта змін», затем совместно порвал с Арсением Яценюком в 2013-м, а уже в следующем году оба оказались в областном штабе кандидата в президенты Порошенко, в котором, судя по всему, останутся и на предвыборную гонку-2019. На последних мэрских выборах Павелко активно боролся с Филатовым и возможно оказывал непубличную поддержку Вилкулу, для чего от БПП даже был выставлен нардеп Максим Курячий в качестве технического кандидата, но у «укроповца» он смог оттянуть голоса только в первом туре, а во втором Филатова было уже не остановить.

Если же вспомнить, откуда взялся сам Павелко, то всем в своей жизни он обязан тестю Леониду Сергиенко, дважды избиравшемуся нардепом – в 2002-м от кучмовской «За ЕдУ», а в 2012-м уже вместе с зятем от «Батьківщини». Из которой, год спустя, их обоих и исключили «за систематическое неисполнение решений фракции относительно голосований». Впрочем, своим участием в политике Сергиенко всегда обеспечивал свои бизнес-интересы, чему научил и своего зятя Павелко.

Собственно, их семейный бизнес на Днепропетровщине имеет два главных направления – это производство обоев на некогда совместном с немецкими инвесторами предприятии «Днепромайн» (теперь это ООО «Винил» уже без участия немцев) и автотранспортная фирма «Никтранс», обладающая более сотней современных грузовиков Volvo и Merсedes. А в строительно-инвестиционной компании «Екатеринослав» их бизнес-партнерами выступает, между прочим, Равиль Сафиуллин – бывший первый зам президента ФК «Шахтер» Ахметова и министр молодежи и спорта при президентстве Януковича.         

Феодальная Украина. Днепр

Ринат Ахметов

До 2014 года владелец СКМ был полноправным хозяином области, чьи интересы на месте обеспечивало семейство Вилкулов. Но с тех пор все радикально изменилось – старые вилкуловские кадры были вычищены из областной власти еще при губернаторстве Коломойского, и «приватовцы» очень скрупулезно следят за тем, чтобы никто из них не реинкарнировался уже в команде Резниченко. Параллельно все ранее вращающиеся в ахметовской орбите днепровские городские чиновники либо перебежали к новому мэру Филатову, либо ушли в небытие. 

Правда, во время предыдущей парламентской гонки ахметовцам исключительно на былом админресурсе удалось-таки протащить в Верховную Раду по мажоритарке на Днепропетровщине четверых своих представителей – Андрея Гальченко, Константина Павлова, Дмитрия Шпенова (всех троих – по округам в Кривом Рогу) и Артура Мартовицкого (по Павлограду). Сам же Александр Вилкул, прошедший по списку «Оппоблока», стал сопредседателем партийной фракции в ВР, но ни на что, кроме своих выступлений то с места, то с трибуны, не влияющий.

На местных выборах-2015 ведомый тем же Вилкулом «Оппоблок» хоть и получил наибольшее количество мандатов в облсовете, но оказался в абсолютном меньшинстве, посему одномоментно превратился в местном политикуме в полный ноль. Единственное, отцу Вилкула Юрию все же удалось с энной попытки удержаться в мэрском кресле Кривого Рога, сделав Кривбасс последним крупным оплотом Ахметова на Днепропетровщине. То, что на это были брошены донецким олигархом все силы, выглядело вполне закономерным – СКМ тут имеет главную сырьевую базу для своего металлургического бизнеса, добывая железную руду на собственных Ингулецком, Центральном и Северном ГОКах. Еще одна ахметовская мини-вотчина в регионе расположена в Павлограде, где работающий ДТЭК-Палоградуголь, чьим гендиректором был вышеупомянутый Мартовицкий, стал главным угольным активом Ахметова после отжима у него шахт в оккупированных районах Донбасса.  

 

Виктор Пинчук

У East One Group Виктора Пинчука есть два кита, на которых стоит весь бизнес этого миллиардера. Первый – это компания StarLightMedia с шестью общенациональными телеканалами. А второй – производство бесшовных и сварных труб и колес для железнодорожного транспорта под известным брендом «Интерпайп», мощности для чего преимущественно расположены в Днепропетровской области. Поэтому «решать вопросы» в местной власти для зятя Кучмы попросту жизненно необходимо.

С другой стороны, трубные заводы Пинчука – «Интерпайп – Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (Днепр), «Интерпайп – Сталь» (Днепр) «Интерпайп – Новомосковский трубный завод» (Новомосковск) и «Интерпайп Нико Тьюб» (Никополь) – сосредоточены лишь в трех городах региона. Так что отдельным районом Днепра, Новомосковском и Никополем пинчуковское серое кардинальство и ограничено.

Если же учесть, что во всей компании «Интерпайп» ныне числятся лишь 11,5 тыс. сотрудников, о наличии своего «прикормленного» электората в виде трудовых коллективов предприятий Пинчука, а, следовательно, и сопутствующего политического влияния, вообще не может быть и речи. Исключением является округ №24, включающий в себя Индустриальный и часть Самарского района Днепра (как раз там расположены днепровские предприятия «Интерпайп»), по которому и в 2012-м, и в 2014-м в парламент прошел бывший «интерпайповский» топ-менеджер Яков Безбах. А раньше по этой же «мажоритарке» избирался в ВР также дважды – в 1998 и 2002 годах – сам Пинчук. 

 

Загид Краснов

Еще одним вечно пытающимся стать днепровским царьком является местный политик-бизнесмен Загид Краснов, чья официальная предпринимательская деятельность связана с транспортными перевозками. Также более десятка лет Краснов был главой набсовета ОАО «Днепропетровский стрелочный завод». В своей богатой карьере Краснов успел подружится и разругаться буквально со всеми в Днепре. Наивысшим же его достижением стало руководство большинством Днепропетровского горсовета после выборов-2006, куда Краснов прошел по списку «Громады» Павла Лазаренко и с помощью тогдашнего нардепа от Партии регионов Олега Царева сумел сколотить городскую коалицию из ПР, фракции «Вiче», Блока Наталии Витренко и КПУ.

Далее на президентских выборах-2010 этот всеядный персонаж руководил местным предвыборным штабом Сергея Тигипко, а на выборах днепровского мэра в том же году баллотировался уже от «Нашей Украины». Летом 2012-го Краснов присоединился к «Украинскому выбору» Виктора Медведчука, в 2014-м во время Майдана якобы организовывал действия местных титушок, но после победы Революции достоинства сразу же выступил в поддержку «Правого сектора» и «Свободы», опять всплыв на поверхность.

В 2015 году на мэрских выборах в Днепре Краснов вообще занял почетное третье место и провел в горсовете фракцию из семи депутатов под брендом «Громадська сила». Он даже пару месяцев походил в статусе секретаря горсовета, поддержанного антифилатовским большинством, но, когда Филатов расколол местный «Оппоблок», Краснов опять оказался не у дел. Теперь он продолжает в привычном духе лепить из себя образ главного городского оппозиционера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://comments.ua/politics/626662-feodalnaya-ukraina-dnepropetrovshchina.html