Вилкул подготовил почву для платной медицины

Пилотные проекты медреформирования имели своей целью «прощупать почву» для дальнейшей коммерциализации «бесплатной» медицины по всей Украине

Среди 4-х пилотных регионов по внедрению проекта медреформы с наибольшим рвением его взялись воплощать именно в Днепропетровской области. Впрочем, после года «пилотирования» стало ясно, что предлагаемая модель семейной медицины вряд ли спасет здоровье нации. По-видимому, истинной целью являлось «преобразование» давно уже неофициально платных медицинских услуг в легальное русло.

То, что за единицу реформирования были взяты не отдельные города либо районы, а целые области, может свидетельствовать о том, что медреформаторы мягкой «адаптацией» изначально «заморачиваться» не собирались, рассчитывая «обтесать» медреформу на «пилотах» и с 2013 года запустить ее по всей Украине.

Действительно, по идее, высококвалифицированный семейный врач, вовремя поставивший верный диагноз, способен сэкономить деньги бюджету, и пациенту. Однако, в сегодняшних реалиях за место «семейника» драки не наблюдается. Все просто: семейный врач должен взять на себя функции окулиста, гинеколога, хирурга, педиатра, а зарплату получать ниже средней. В частности, с «бичом» современности – инфарктами, пока он должен бороться, грубо говоря, фонендоскопом. К тому же, в тех амбулаториях, где сделан ремонт, врачам за свои средства предлагают купить кушетки и мебель для кабинетов.

Пока медреформаторы «прикрывают» самые болевые точки – из госбюджета закупаются «скорые», открываются перинатальные центры, в Днепропетровске начали ремонт в аварийных либо же «скандальных» амбулаториях, добавили по 500 грн к зарплате участковым. Однако, если считать, что стоимость одного укомплектованного места семейного доктора составляет порядка 120 тысяч грн., то 82 млн грн из госбюджета, которые выделены под эгидой медреформы и должны быть оприходованы в ближайшее время, едва ли смогут покрыть и малую долю потребностей «первички» в области.

Если обобщить, то центром медреформы стал не семейный врач и его обеспечение, не направленность на оказание качественного медобслуживания, а «оптимизация» медицины с прицелом на ее дальнейшую коммерциализацию.

Впрочем, неизбежность перехода на платную и страховую медицину уже ни у кого в нашей стране не вызывает сомнения и является лишь делом времени. Да и предвестники этого то и дело «проскальзывают» в центральных СМИ – анонсируются предстоящие изменения в Конституцию, которые могут «коснуться» и статьи о «бесплатности медицины». При этом вечное требование МВФ о сокращении расходов на «коммуналку» и медицину, по-видимому, играет не последнюю роль в «переформатировании» межбюджетных отношений. И явно не в сторону увеличения расходов на бесплатное медобслуживание населения.

«Переформатирование» это начали с организационного переподчинения и «разведения» финансовых потоков, когда с начала 2012 года «первичку» оставили на балансе местных советов, а затратную «вторичку» отдали в ведение областного совета.

Раньше было не так: местные бюджеты выделяли деньги, основная доля которых шла на содержание стационаров, а по остаточному принципу – на поликлиники. Теперь же местные советы должны будут содержать за свой счет амбулатории, которые входят в состав Центров первичной медико-санитарной помощи («первичка»), а основную массу средств – до 80%, направлять в областной бюджет, откуда и будет происходить обеспечение стационаров, лабораторий, «узких» специалистов («вторичка»). Для формального обеспечения работы новой модели были предприняты основные «перетасовки», когда врачей физически «сгруппировали» в часто-густо неприспособленные помещения вновь образованных амбулаторий. Возмущенным пациентам объясняли, что объекты финансирования, то есть врачи первичного уровня, теперь, согласно закону, не могут находиться в разных помещениях.

Когда возмущения общественности стали звучать уже массово, областные чиновники объявили о начале героического «разведения» только что сведенных потоков пациентов и перепланировки помещений. Впрочем, зачастую «медреформа не влазила в старые поликлиники».

Однако, если бы в городах Днепропетровщины изначально не стали, по сути, ликвидировать привычные «взрослые» и «детские» поликлиники, женские консультации, процесс реформирования проходил бы куда более безболезненно. Напомним, что в Киеве от такой «затеи» отказались, вследствие чего от Александра Попова последовали даже угрозы «санкций». Однако губернатор Вилкул «заднюю» включать не привык.

Поскольку, по новым порядкам, концентрация большей части «медицинских» финансовых потоков сводится на областной уровень, «с мест» его контролировать будет все сложнее. Соответственно, «выбить» что-либо – тоже. Особенно этого опасаются теперь в сельских районах. Получается, что при нынешнем подавляющем единогласии областного депкорпуса, проекты распределения средств облбюджета теперь, и в обозримом будущем, будут готовиться в недрах обладминистрации.

При этом, согласно планам на 2013 год, «в общую кассу» из местных бюджетов на областной уровень, будут уходить не теперешние 65%, а до 80%. Предсказуемо, что местным советам неизбежно придется покрывать расходы амбулаторий и Центров не только за бюджетные деньги, но и за счет «выручки» от предоставления платных услуг. При этом еще с самого начала медреформаторы заявляли, что из семейных врачей сделают «чепэшников», а, как говорится, где бизнес, там и прибыль. А вот «централизованная» помощь, скорее всего, «пригодится» для закупки оборудования, посредством которого, собственно, и будут оказываться платные услуги. Однако, поскольку выполнение госбюджета второго полугодия 2012 года находится под большим вопросом, то говорить о том, что в бюджете-2013 будет заложено существенное повышение расходов на медицину, не приходится.

И хотя на бесплатную помощь сегодня еще можно рассчитывать, становится очевидным, что в дальнейшем ее объемы и доступность, будут неуклонно сокращаться.

Выходит, что на данном этапе «слабонервным» пациентам, которым при новых порядках не захочется «бегать» из здания в здание, выстаивая по нескольку очередей, чтобы получить диагноз либо больничный, или ждать несколько дней, а то и недель, чтобы сдать тот или иной анализ, будет один путь – в платные клиники. С улыбающимся персоналом, одноразовыми инструментами и отсутствием очередей. Но, как говорится, совершенно за другие деньги.

При этом в информационном пространстве, относительно светлого будущего семейной медицины со стороны облздрава и горздрава звучат лишь отчеты, полные оптимизма. Мол, какая пациенту разница, из бюджета какого уровня поступают деньги.

Впрочем, накануне парламентских выборов истинные планы на медицину озвучивать, разумеется, никто не собирается.

Врачи, как люди подневольные, привычно молчат, либо уходят работать фармпредставителями. Возмущения же общественных организаций дальше этапа обсуждения «не пропускаются». Те обращения, которые были направлены ими в Минздрав, Премьер-министру, Президенту, вновь спускаются на областной уровень, «замыкая круг».

Ольга Марийко

Источник : dnepr.comments.ua