КОНЕЦ «ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ»

Президент Соединенных Штатов испортил президенту России телевизионную картинку его латиноамериканского турне. На протяжении недели жители Российской Федерации могли воспринимать Владимира Путина в качестве лидера современного мира, находящего друзей и союзников в непосредственной близости от Соединенных Штатов. И хотя экономический эффект от поездки Путина следует назвать ничтожным – если, конечно, не считать экономическим эффектом отказ от кубинского долга, который все равно не с кого получать – это вряд ли смущало бывших советских людей, привыкших покупать дружбу или завоевывать ее с помощью танков и авиации.

Но возвращение Путина из Бразилиа уже не касалось радужных перспектив сотрудничества его страны со странами БРИКС. И российский президент, и другие представители его окружения были вынуждены под сочувственными взглядами участников саммита говорить исключительно об американских санкциях. Уже ясно, что введение этих санкций, как, впрочем, и решение Европейского Союза расширить список критериев для новых мер против российских чиновников, предпринимателей и компаний – это серьезный удар не только по российской экономике, но и по образу страны в мире. Но вряд ли сегодня кто-либо в Москве понимает, как Россия будет реагировать на этот удар.

До последнего времени Москва жила в уверенности, что Запад ничего не будет предпринимать, пока Россия не перейдет к открытой войне против Украины. И в этом смысле «гибридная война» Путина – получаем право на ввод войск в Крым, но им формально не пользуемся, войска не вводим, а Крым оккупируем, на Донбассе не воюем, а технику и бандитов поставляем – казалось замечательной находкой, позволяющей ощущать собственную безнаказанность и дестабилизировать соседнюю страну. Но теперь за последствия агрессивной политики Кремля будут платить не только украинцы, но и россияне – причем последние с каждым днем все больше и больше. Путин и его окружение убедились, что идиотов вокруг нет, что никто не воспринимает «гибридную войну» всерьез, что все в мире понимают, кто на самом деле агрессор и просто давали России время одуматься. Но свой кредит доверия Кремль исчерпал окончательно – и теперь его даже не собираются предупреждать о новых ударах по российской экономике и окружению Путина.

Путин сам подвел свое государство к развилке, на которой приходится выбирать – либо уже самая настоящая «большая» война с неизвестным для России исходом и огромным количеством жертв среди мирного населения и военнослужащих как России, так и Украины – либо отказ от дальнейшей дестабилизации Украины, который непременно обернется крахом российских имперских амбиций по всему периметру постсоветского пространства и может затронуть архитектуру самой российской государственности. Выйти из ситуации так, будто ничего особенного не произошло, у российского президента уже не получится.