Культурный шок: детсад и музей на острие проблемы

В Новомосковске конфликтными стали сразу два учреждения, которые должны обеспечивать развитие: культурное и педагогическое.

Как часто бывает, в корне проблем – люди и их личные отношения с другими. К сожалению, этот конфликт затрагивает многих других, страдающих невинно.
Из-за сопротивления главы спортивного клуба «Байпас» воле общины и инициативе Президента дети Новомосковска не могут получить новый детский сад.

Через собственную конфликтность и нежелание идти в ногу со временем экс-руководителя музея Новомосковска Анатолия Кондратюка музей не развивался как центр культурной жизни города и пространство диалога. Как следствие город не мог в полной мере воспользоваться всеми сокровищами музея.

В чем суть проблем и какие пути их решения – в нашем материале.

Музейное пространство как культурологическая категория

Новомосковск каким-то удивительным образом отражает в своей жизни глобальные тенденции. Причем это касается практически всех аспектов жизни: политической, общественной и даже культурной. Так случилось и с Новомосковским музеем.

Странным образом во времени совпали кадровые проблемы в столичных музеях, в России и в Новомосковске.

Уже бывший министр культуры Михаил Кулиняк говорил, что музеи должны научиться самостоятельно зарабатывать деньги. При этом он сам причастен к «музейным скандалам». Именно за время его работы на должность директора Лаврского музея была назначена Влада Прокаева, известная своими откровенными фотосессиями.

В Национальном художественном музее, вообще, разгорелась ожесточенная борьба за пост директора, которую удалось частично погасить, созвав Музейный совет и назначив третье лицо. Больше об этом Михаил Кулиняк рассказал в интервью одному из информационных ресурсов.

В России разворачивается конфликт вокруг кресла директора музея-заповедника Кижи. Руководителем стал бывший губернатор Республики Карелия Андрей Нелидов. Новым назначением Министра культуры России недовольны ни работники музея, ни даже враги бывшего директора.

И музейные работники Кижи, чтобы решить проблемную ситуацию, написали письмо Путину, собрав под ним 150 подписей коллег.

История с ситуацией в Новомосковском музее тоже вышла на страницы газет через открытое письмо. Через географически-демографические характеристики нашего города и масштаб обращений меньше, чем в приведенных выше случаях. Письма в Новомосковске пишут нардепам, а обвиняют в проблеме – начальника управления культуры.

Уже бывший директор Новомосковского музея истории и краеведения им. Петра Калнышевского Анатолий Кондратюк написал заявление об увольнении 26 декабря 2012, а в феврале решил, что все-таки зря он ушел с работы и написал открытое письмо нардепа Солошенко, который размещен в Новомосковске газетах.

Так с простой истории об окончании работы, кстати, уже 63-летнего пенсионера, возникла ситуация, создавшая определенный круг вопросов: как развивается музей, который должен быть будущее музея, его функции в конце концов?

О ситуации с освобождением экс-директора, то мы тоже попытались ее прояснить, узнав точку зрения другой стороны – начальника управления культуры Виктора Шалыкина.

При этом стоит отметить, что выход проблемы музейного развития в публичную плоскость, наверное, является не конфликтным вопросом, а толчком к серьезной дискуссии специалистов и жителей города. В конце концов, перипетии с должностями, обычно, преходящи. Гораздо более важно начать публичній разговор о том, какую роль может играть музей в жизни Новомосковска.

Итак, мы не будем полностью приводить открытое письмо Анатолия Кондратюка, лишь кратко перескажем содержание его обращения.

Бывший директор музея описал свои достижения за три года на этом посту. Среди них: инвентаризация основного фонда, ценные коллекции для заведения через личное знакомство, увеличение прибыли музея, ремонты помещений, подбор профессионального персонала.

Но со временем терпение Анатолия Кондратюка лопнуло и последней каплей стала уборка снега. «Последнее событие, после которого лопнуло мое терпение, – это принуждение чистить крышу от снега работниками музея 25 декабря 2012 года. На это я пойти не мог из-за необходимости соблюдения техники безопасности», – написал директор в письме (цитата представлена на языке оригинала – прим. ред.).

Таким образом, снег и сосульки стали последней каплей, которая не только переполнила чашу терпения директора, а и завершила его карьеру.

Причем в том, что Анатолий Кондратюк написал заявление об увольнении виноваты все – от начальника управления культуры Виктора Шалыкина, до секретаря городского совета Бориса Мазура и мэра Сергея Мороза.

Больше всего, очевидно, виноват Виктор Шалыкин, который требовал от директора работы. Просто работы.

Наконец, мы обратились за комментарием к самому Виктору Шалыкину, потому что позиция Анатолия Кондратюка изложена в письме вполне ясно.

По словам начальника управления культуры Виктора Шалыкина, смена человека на должности директора назревала давно. Среди основных причин: устаревшие методы в работе и личная конфликтность экс-директора.

«Бывший директор – очень конфликтный человек. От этого страдали и работники музея, и все, кто с ним сталкивался в рабочих моментах. Так что он не мог найти общего языка с работниками, ушел с работы хранитель фондов, заведующая филиалом», – рассказывает Шалыкин.

«Кроме того, Анатолий Кондратюк просто не мог отвечать на вызовы современности. Например, и экспозиция, которую он сделал ко Дню соборности, стоит только школьной выставки 70-х годов прошлого века», – добавил начальник управления культуры.

Также Виктор Шалыкин считает, что все заслуги, о которых бывший директор написал в открытом письме, – это его прямые должностные обязанности.

«Он просто выполнял свои обязанности, а не делал чего-то сверхъестественного. Так, когда он пришел на работу, в музее по штатному расписанию работал один человек. Потом нам удалось увеличить штат до 7,5 человек. Но в этом заслуга всей команды. Более того, он очень тщеславный человек. Но люди на таких должностях, должны быть в тени. На виду должны быть художники, созидатели, артисты, те – кто создает культуру, а не чиновники от культуры. Жаль, что он этого не понимает», – считает Виктор Петрович.

«Увеличение поступлений средств в музей – это тоже работа всей команды исполкомом. Именно благодаря сотрудничеству с управлением образования, мы организуем систематические экскурсии школьников, и это тоже заслуга совместной работы, а не одного директора», – подчеркивает он.

Но наиболее нас поразил тот факт, что человек, так активно беспокоится из-за соблюдения правил безопасности, прямо пренебрегала элементарной осторожностью.

После того, как директор был освобожден и управления культуры обследовало помещение музея, оказалось, что в подвале находятся снаряды времен Второй мировой войны.

«Когда мы начали наводить порядок после предыдущего директора, оказалось, что в подвале музея находятся снаряды времен Второй мировой войны. Безусловно, мы вызвали МЧС-ников, и они сказали, что снаряды боевые. Их вывезли из музея для обезвреживания. Но этот ужасный факт прекрасно иллюстрирует, насколько ответственный и обеспокоенный вопросами безопасности человек руководил Новомосковским музеем. Музей мог просто взлететь на воздух! А если вспомнить, что там систематически проводятся школьные экскурсии, то страшно даже представить возможные последствия такой бесхозяйственности и легкомыслия», – рассказал Шалыкин.

Наверное, после этого факта должны быть сняты все вопросы о соответствии занимаемой должности экс-директора музея.

 

Новые назначения и планы на будущее

Гораздо более интересно, каким будет музей при новом руководстве.

Сейчас известно, что новый исполняющий обязанности директора музея – Людмила Яковлевна Роменская. Она является профессиональным музейным работником, приехала из Павлограда. Каким станет музей за время ее руководства, покажет время.

Безусловно, мы обязательно обратимся к молодому специалисту в Новомосковске с просьбой дать нашему изданию пространное интервью. Но попутно уже сейчас можно очертить определенный круг вопросов, решение которых может способствовать качественному изменению и развитию музея в нашем городе.

Например, станет ли музей в своей работе делать ставку на «эффект погружения» в исторические реалии или вести концепцию «эффекта добавления и сотворчества»?
Современная музейная практика требует динамического реагирования по обстоятельства жизни, которые быстро меняются. «Расширение границ» современного музея обусловливает видоизменение музейного пространства, который включает в себя как модернизацию экспозиционного, так и активное развитие внеэкспозиционного пространства. Тем более, что в мире уже говорят о «музейном буме». Не может же, наконец, Новомосковск, отражать только конфликтные мировые тенденции?

В конце ХХ века в мире резко возросло количество музеев и их посетителей. Однако важно не то, что люди стали больше ходить в музеи, а то, что со статичного места хранения экспонатов музеи начали превращаться в особое место культурного развития, и этот процесс стал необратимым.

А в сочетании с основными задачами музея: хранением, исследовательской и общеобразовательной работой, эти изменения не могут не влиять на методику работы. «Какой бы ни был музей, большой или более скромный, общегосударственного или местного значения, общественный или частный, любой из них сегодня должен поставить перед собой вопрос о своем назначении, о расширении своих коллекций и круга своих клиентов, о своей роли в городе или регионе, о своем месте в национальном и международном плане, одним словом, разработать свой культурный проект», – писал известный музеевед Ж. Саллуа.

Сейчас для музеев ключевыми понятиями стали контакты и партнерство. Постепенно приобретая черты социокультурного центра, музей способен выполнять полифункциональные задачи – информационно-поисковые, образовательно-воспитательные и развлекательно-рекреационные.

Современный музей – уже не «пыль веков», а генератор впечатлений и идей.

Так, своеобразным «нервом» Нью-Йорка является «Музейная миля». Это самый престижный, самый дорогой район города, где расположены самые известные музеи, здесь живут известные люди, находятся посольства разных стран. Вообще, американцы совершенно по-особому относятся к сохранению даже маленьких «кусочков» истории и очень гордятся ею. Их музеи – это культовые места. В них вложены огромные средства, причем в этих вложениях все прагматично посчитано до цента.

Нередко музей в представлении обычного человека – это «склад старых вещей». Однако еще в античности и школы, и академии, и музеи не имели целью уединения, а служили местом общения, где люди вели диалоги, спорили, искали истину. Там рождались идеи, туда приходили со своими произведениями поэты и драматурги, музыканты и философы. Музей должен будить воображение. Музей – привилегия успешных, в том числе, успешного города, когда есть что рассказать, когда есть что показать.

И если мы действительно хотим инновационных прорывов, то посетители, и особенно молодежь, должны иметь возможность соприкасаться с историей страны и родного города, и иметь площадки для дискуссий и экспериментов. И лучшего места, чем современный полифункциональный музей, на наш взгляд, представить себе трудно.

 

Детский сад как пространство для развития

О том, что в стране катастрофически не хватает детских садов, и очереди достигают астрономических цифр, не говорил только ленивый. Ситуация в Новомосковске также не является исключением на общегосударственном фоне.

Более того, существует приказ Президента Украины о возвращении детских садов к их прямому назначению. И уже есть прецеденты, когда по иску прокуратуры, кстати, Днепропетровской области, в коммунальную собственность были возвращены два детских дошкольных учреждения.

Прокуратурой Днепропетровской области в Высшем хозяйственном суде Украины доказано, что два детских сада, общей стоимостью свыше 1 450 000 гривен, расположенные в с. Алексеевка и с. Менжинское Никопольского района, должны находиться в коммунальной собственности.

Указанные детские сады находились на балансе частного предприятия «Пектораль» и использовались в качестве цехов, но решением сессии Менжинского сельсовета были переданы в коммунальную собственность.

Предприятие с этим решением не согласилось и пыталось обжаловать его в суде.

Несмотря на это, в Новомосковске сложилась ситуация, когда один из арендаторов помещения в детском саду отказывается его освободить. Это останавливает начало реконструкции заведения и решения вопроса с очередью детей, нуждающихся в посещении детского сада.

Речь идет о спортивном клубе «Байпас», который арендует помещение в детском саду «Чебурашка». Причем господин Борисенко, юридически имеет статус именно частного предпринимателя, а не спортивной организации с названием «Байпас» или тем более федерации спорта.

Свой отказ он мотивирует тем, что предложенные помещения для переезда «Байпаса» не подходят ему по бытовым характеристиками.

Заметим, что по информации управления образования Новомосковского городского совета, сейчас своей очереди в дошкольных детских учреждениях ждут 1370 детей.

Очевидно, почти для полтора тысяч семей Новомосковска тоже не подходит отсутствие возможности отдать своего ребенка в детсад, но это такие мелочи для коммерческого заведения, которое прикрывается наградами спортсменов.

Именно «прикрывается», потому ЧП Борисенко только сдает в аренду спортивный инвентарь для желающих тренироваться. Так, в помещении детсада «Чебурашка» на спортивных снарядах тренируются и выдающиеся спортсмены, но столь уж важно для них упорно держаться за несколько квадратных метров, если своей очереди в детский сад ждут столько детей?

Как запланировали решить ситуацию с очередью в детсадах, мы узнавали у начальника управления образования Новомосковского городского совета Натальи Падашули.

«В этом году будет открыта новая группа в детском саду« Радуга». Уже выделено для этого 45 тыс. грн. еще 3 группы должны открыть в детском саду «Росинка» до мая этого года. Если будет восстановлено детское дошкольное учреждение «Чебурашка», это позволит сразу на 50% решить проблему с очередями», – говорит Наталья Падашуля.

Мы спросили, насколько затратной и, соответственно, реальной, является реконструкция «Чебурашки».

«Для полной реконструкции детского сада« Чебурашка »необходимо 11 млн 220 тыс. грн. Работы запланированы в 2 очереди: первая – более 7 млн грн, а вторая – остальные средства. Детей детский сад сможет принять детей уже после проведения первой очереди работ», – рассказывает начальник управления образования.

«Сейчас Днепропетровский областной совет выделяет городу субвенцию в размере 3 млн грн. Этих средств будет достаточно для того, чтобы начать работы в детском саду и существенно приблизить то время, когда он сможет принять новомосковских детей», – добавляет она.

И, как это часто бывает, вопрос только в том, захотят депутаты Новомосковского городского совета выделенную субвенцию потратить именно на «Чебурашку».

«Надеюсь, что депутаты смогут принять взвешенное и ответственное решение и направить эту субвенцию именно на« Чебурашку», а не распылять по обилию мелких объектов», – подчеркнула Наталья Падашуля.

Итак, пока детский сад не является пространством для развития. Разве что только для развития упрямства и недальновидности?

Источник : nmsk-segodnya.dp.ua